Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения»

Ольга Горулько
Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск

Познавательно-творческий проект

«Развитие связной речи детей посредством сочинения сказок

с использованием технологии проблемного обучения»

Автор: Горулько О. Н.

Ноябрьск

2019

Содержание:

Тип проекта ….3

Участники проекта…. …3

Актуальность…3

Проблема…. …3

Публикация «Познавательно-творческий проект „Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения“» размещена в разделах

Цель и задачи…3

Гипотеза….4

Формы и методы реализации проекта…4

Ожидаемый результат…. 4

1 этап – подготовительный…. 4

2 этап – основной…. 5

3 этап – заключительный….….6

Выводы …. 7

Заключение…. …. 7

Список литературы и интернет ресурсов….…. 7

Тип проекта : познавательно – творческий, среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта : дети, родители, воспитатели

Актуальность: В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители предпочитают дать своему ребёнку планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. Их вполне устраивает, что ребёнок занят какой-нибудь развивающей компьютерной игрой, поиском, интересующей его информации в интернете или просто просмотром мультфильмов. Родители радуются -«Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается в компьютере!». Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности – это конечно хорошо. Но тут возникает проблема. Получая различную информацию, у ребёнка накапливается познавательный опыт. Но при этом дети не всегда могут четко формировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает.

Перед нами встал вопрос – «Как вернуть интерес детей к художественной литературе? Как использовать интерес к познавательной деятельности детей, чтобы при этом развивать связную речь и психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление?»

Для развития связной речи за основу решили взять наиболее любимый детьми жанр литературы - сказку. Ведь язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, которые помогают ребенку развивать речь. Сказка обогащает детские эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

А чтобы реализовать познавательный интерес детей, решили использовать технологию проблемного обучения, а именно, создавать сказки на основе решения проблемной ситуации.

Проблема : На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог, диалог на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень важная задача. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Цель: учить детей сочинять сказки, используя познавательный опыт, на основе проблемного вопроса или ситуации.

Задачи:

Для детей

- способствовать накоплению познавательного опыта детей

- развивать умение находить информацию по теме в разных источниках

- знакомить с жанровыми особенностями сказок

- развивать связную речь

- формировать грамматический строй речи детей

- расширять словарный запас детей

- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности, желания использовать их при создании новых сказок

- развивать воображение, творческие способности

- учить рассказывать сказки с опорой на схему - алгоритм

- вызвать у детей желание создавать фантазийные образы, придумывать про них волшебные истории

- воспитывать интерес к художественной литературе

для родителей:

- способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание

участвовать в ней.

для педагогов:

- развивать творческий потенциал ребенка;

- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе

реализации проекта.

Гипотеза: у детей появится интерес к художественной литературе; потребность в дальнейшей работы в данном направлении.

Формы и методы реализации проекта :

Чтение познавательной литературы

Развивающие и дидактические игры по теме

Беседы, экспериментирование

Просмотр видеоматериалов

Выставка книг по теме «Сказки»

Составление сказок с опорой на алгоритм

Составление алгоритмов к новым сказкам

Изготовление иллюстрированной книги по новым сказкам

Презентация проекта

Ожидаемые результаты:

1. Активизация связной речи детей, расширение словаря.

2. Речь пополнится фразеологическими оборотами, лексической выразительностью.

3. У воспитанников повысится интерес к сказке и русскому народному творчеству, расширится кругозор.

4. Появится потребность в чтении художественной литературы.

5. Развивается воображение. Появляется интерес к творческой деятельности.

6. Появится потребность в творческих, партнёрских отношениях между всеми участниками образовательного процесса.

1 этап - подготовительный.

1. Обсуждение с родителями этой проблемы.

2. Консультация для родителей «Реализация технологии проблемного обучения в домашних условиях».

3. Подбор дидактических игр на развитие речи, викторин по сказкам.

4. Список сказок соответствующих возрастной категории.

5. Подбор алгоритмов сказок.

6. Изготовление карточек с проблемными вопросами и задачами.

7. Консультация по теме: «Развитие связной речи детей 6 лет посредством сочинения сказок».

2 этап – основной.

План работы по проекту

Дата Виды деятельности Участники

1 неделя апреля 1. Чтение сказки «Дюймовочка» - Х. Андерсен

2. «Кто самый наблюдательный?» - закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. Воспитатели, дети

2 неделя апреля 1. Чтение сказки «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро

2. «Угадай кто это» - развивать связную речь, внимание, образную память.

Ребёнку показывают сказочного персонажа, он должен описать его, не называя персонаж, как можно точнее, а другие дети угадать о ком идёт речь. Воспитатели, дети

3 неделя апреля 1. Чтение и пересказ сказки с опорой на схему - алгоритм:

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой)

2. «Я назову, а вы продолжите» - закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок) Воспитатели, дети

4 неделя апреля 1. Чтение и пересказ сказки с опорой на схему - алгоритм:

«Хлебный колос» - А. Ремизов

2. «Сказочные зайцы» - Развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.

Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц. Воспитатели, дети

1 неделя мая 1. Коллективное сочинение сказок на заданную тему.

2. «Опиши сказочного персонажа» - расширять словарный запас, память.

Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети подбирают описательные прилагательные. Воспитатели, дети

2 неделя мая 1. Решение проблемных ситуаций, ответы на проблемные вопросы.

2. «Маски» - развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал. Воспитатели, дети, родители

3 неделя мая 1. Коллективное сочинение сказки на основе решения проблемной ситуации

2. «Расскажи о картинке» - Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берё т одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись. Воспитатели, дети, родители

4 неделя мая 1. Сочинение собственных сказок, составление схемы – алгоритма к сказке.

2. Изготовление книги сказок собственного сочинения. Воспитатели, дети, родители

3 этап – заключительный

1. Составление схем – алгоритмов к сказкам собственного сочинения.

2. Изготовление книжки-самоделки по сказкам придуманным детьми.

Выводы: у детей появится интерес к чтению художественной литературы; желание самостоятельно придумывать и пересказывать сказки.

Заключение: Дети с большим желанием используют познавательный опыт для создания новых сказок. С удовольствием находят информацию по теме в разных источниках и используют её в своём творчестве. В речи детей появились сравнения, эпитеты, образные выражения. Речь стала более выразительной и эмоциональной. Появился интерес к фантазированию, желание реализовать свои творчески способности. В семьях стали больше уделять времени чтению художественной литературы.

Список литературы и интернет ресурсов:

1. Вахрушева Л. Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 18-21.

2. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.

3."Технология проблемного обучения в детском саду". https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/30/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-dou

4. Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-problemnogo-obuchenija-s-doshkolnikami-v-obrazovatelnom-procese.html

5. Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/01/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-ispolzovanie-metodov

6. Консультация по теме: «Развитие связной речи детей 6 лет посредством сочинения сказок». https://infourok.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-let-posredstvom-sochineniya-skazok-2780134.html

7. Видеоматериалы для детей https://www.youtube.com

8. Электронная библиотека https://bookre.org/reader

Публикации по теме:

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» Образовательная область: познавательное развитие. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ» ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов. ЗАДАЧИ.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения (вторая младшая группа) Пересказ сказки с использованием метода моделирования «Теремок» Задачи: Образовательные: • Учить пересказывать русскую народную сказку.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения «Незнайка в стране Часов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» Мастер – класс для педагогов ДО на тему: «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности». (районное методическое.

Мастер-класс «Развитие связной речи детей с использованием мнемосхем» Мастер-класс. Тема «Развитие связной речи детей (с использованием мнемосхем)» Сегодня наш мастер класс состоит из двух частей: теоретическое.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

План-конспект НОД для средней логопедической группы с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения «Вода вокруг нас» План-конспект НОД для средней логопедической группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения Тема: «Вода вокруг.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием технологии проблемного обучения Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения»
Опубликовано: 24 июня 2019 в 08:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горулько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД