МААМ-картинки

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

Наталья Баранник
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

Мастеркласс для педагогов ДО на тему:

«Применение технологии проблемного обучения

в разных видах детской деятельности».

(районное методическое объединение)

Подготовила :

Баранник Наталья Алексеевна,

воспитатель 1 категории

с. Дивное,2018г

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению технологией проблемного обучения в ДОУ, вызвать интерес к внедрению в практику работы с дошкольниками использование проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Углубить знания педагогов о данной технологии;

Публикация «Мастер-класс „Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности“» размещена в разделах

2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол. Гуашь, ватные палочки, тычки, листы бумаги.

Ход мастер - класса :

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать сегодня от души,

Вы тоже все приветливы, собою хороши

Сегодня мастер-класс у нас,

А значит встреча не простая

Удачи и творчества, активности я вам от души желаю!

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме

СЛАЙД 1 -ТИТУЛ

«Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

СЛАЙД 2 -СУХОМЛИНСКИЙ

Эпитетом к нашей встрече я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского

«…Хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире.

Наблюдать, думать, рассуждать, переживать

радость труда и гордиться созданным,

творить красоту и радость для людей и

находить в этом творении счастье.»

СЛАЙД 3-РЕБЕНОК С ВОПРОСОМ

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

СЛАЙД 4 – ФОТО ДЕТЕЙ

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

СЛАЙД 5- фото детей

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться оценивать происходящее вокруг, делать обобщения, находить новые пути исследования.

СЛАЙД 6- АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность проблемного обучения - заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности, в процессе познания начиная с раннего возраста.

СЛАЙД 7– ЗАДАЧИ

Применяя в младшей группе технологию проблемного обучения в различных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной. Мы ставим перед собой следующие задачи:

• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

продол1жать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

СЛАЙД 8 – УТКИ

Но не все вопросы и ситуации являются проблемными.

Предлагаю вашему вниманию два вопроса.

Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними, в теплые края? (проблемный вопрос).

Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой вопрос является проблемным?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Слайд9 Дети

Это вопросы для старших дошкольников, а мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно правильно поставить проблемный вопрос, важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).

Слайд10 - АЛГОРИТМ

Предлагаю вашему вниманию алгоритм построения проблемной ситуации

Процесс постановки и вывода проблемной ситуации, включает в себя следующие этапы:

- Постановка, формулирование проблемы;

- Выдвижение предположений;

- Выбор, проверка, обоснование ответа на вопрос;

- Проведение итогов, вывод.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Слайд 11 - ДЕРЕВО

Я предлагаю рассмотреть проблемную ситуацию. На экране вы видите дерево.

Из чего вырастают деревья?

Как выдумаете, легко ли детям понять, из чего вырастает дерево и как расселяются семена из которых оно может вырасти?

Чтобы ответить на этот вопрос и решить проблемную ситуацию, мы проделываем опытно-экспериментальную деятельность :

Слайд 12 -ОГОРОД НА ОКНЕ

Чтобы узнать из чего появляется растение, мы ежегодно высаживаем огород на окне, где сажаем семена в почву, и ждем, когда прорастет.

Во время опытной деятельности, решая поставленную задачу, мы выясняем и делаем вывод: что растения появляются из семян и для их прорастания необходимы почва, вода, тепло и свет.

Слайд 13 -ЛЕТАЮЩИЕ СЕМЕНА

В обсуждении вопроса мы выясняем, что семена бывают летающие, цепкие, плавающие. Но здесь возникает еще 1 проблема, чтобы ее решить, мы проводит такие опыты: Семена кладем на ладошку, Дуем на ладошку с семенами. Наблюдаем что происходит.

Делаем вывод: Ветер разносит семена по земле.

Так же происходит с помощью воды. В таз наливаем воды, насыпаем семена и предлагаю детям подуть на семена с разной силой. Вместе с детьми наблюдаем за движением семян по воде, при потоке воздуха на воде создается эффект мелких волн.

Делаем вывод: С помощью волн в реке, море, семена разносятся, попадают на почву и прорастают.

Слайд 14 - ЦЕПКИЕ СЕМЕНА

Цепкие семена цепляются за одежду людей, обувь, за шерсть животных и перья птиц и переносятся на большие расстояния.

Для наглядного примера, берем семена, Рассыпаем по полу, наступаем обувью, семена цепляются на подошву.

Делаем вывод: что семена прилипают к обуви и разносятся по земле.

И так можно приводить примеры и проводить опыты до бесконечности. Для малышей наглядно-действенный способ деятельности обеспечивает прочное усвоение знаний детьми.

Вывод: Таким образом, знакомим детей, что семена могут разноситься разными способами.

А из маленького семени, вырастает большое дерево.

СЛАЙД 15 ДЕТИ РИСУЮТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В продолжение я приглашаю желающих помочь мне. Мне необходимо 3 помощника. У каждого из Вас будет свое задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Если что-то непонятно, можете спрашивать.

Раздаю конверты с заданиями.

Пока наши коллеги выполняют задания и решают проблемные ситуации, я хочу коротко рассказать, как я использую технологию и решаем проблемные ситуации в режимных моментах с детьми младшего возраста.

На прогулке дети лепили снеговика, играли в снег.

Вернувшись с прогулки, я задаю вопрос:

- Почему у вас варежки мокрые?»

- Ведь вы играли со снегом, а не с водой?

- Если на улице снег. Какое время года на улице?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему же промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

На улице нет дождя.

- Предлагаю набрать снег в ведро, и занести в раздевалку, поставить возле батареи.

- Что происходит со снегом в ведре? – Снег в ведре тает, получается вода.

На варежках снег растаял, и получилась вода.

Так что же случилось, почему варежки мокрые?

Вывод: Снег в тепле превращаются в воду.

На варежках тоже снег от тепла растаял, превратился в воду и намочил варежки.

А теперь, уважаемые коллеги, обратимся к моим помощникам.

В конвертах лежали задания. Все участникам была предложена 1 проблемная ситуация :

Нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.

А можно рисовать красками без кисточки?

Хорошо, с помощью чего можно рисовать? переречисляют

- Пальчиками;

- Ватными палочками;

- Тычками;

- Ладошками;

- Отпечатками;

- ножками.

В данном случае можно детям предложить самостоятельно выбрать способ рисования.

Обращаюсь к участнику:

Что выбрали Вы?

С помощью чего вы рисовали?

1 участник: отвечает.

Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за помощь.

Воспит. - Какое у вас было задание?

Ответ участника.

Воспит. Как можно рисовать без кисточки?

Чем вы заменили кисточку?

Ответ участника. Я использовала…

Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за участие.

3 участник:

Воспит.

Как вы решили эту проблему?

Ответ участника. Нарисовала…

Подведем итог нашей работы.

Основная задача проблемной ситуации при выполнении творческого задания состояла в том, что нам нужно было придумать, как нарисовать картинку «НЕ ЧЕМ РИСОВАТЬ, ПОТЕРЯЛИСЬ КИСТОЧКИ…»

При постановке проблемы воспитатель ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении с детьми младшего возраста.

Проблемные ситуации были одинаковые у всех участников, и тема одна.

Можно сделать вывод: решить проблему можно разными способами и приемами.

Мои помощники использовали нетрадиционные техники рисования для решения проблемы, которые мы можем применять в ходе непосредственной образовательной, а также в свободной деятельности дошкольников.

Красивые получились рисунки?

Да рисунки получились очень красивые, независимо от того, чем рисовали участники и от их художественных способностей.

Сегодня - это очень актуально. В связи с введением инклюзивного образования в общеразвивающие группы приходят дети с различными нарушениями в развитии. Использование подобных методов создает ситуацию успеха для каждого ребенка независимо от художественных способностей ребенка и его моторики. Работы детей с ограниченными возможностями здоровья будут мало отличаться от работ нормально развивающихся сверстников.

СЛАЙД 16 ВЫВОДЫ

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и взрослыми.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка, начиная с младшей группы интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Слайд 17 БАБОЧКИ

Рефлексия.

Ну а в заключение нашей с вами встречи, мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё.

Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил - “Всё в твоих руках”.

СЛАЙД 18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы и основное средство общения с окружающими миром. Ухудшение состояния здоровья.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель. Речь – одна из важных линий развития.

Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников. Что такое мнемотехника?.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использование технологии проблемного обучения Образовательная цель: Совершенствование представлений детей о способах проявления эмоциональной отзывчивости в практической деятельности.

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» Образовательная область: познавательное развитие. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ» ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов. ЗАДАЧИ.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс «Применение социоигровой технологии при знакомстве с произведениями С. Я. Маршака» Педагог выходят и рассказывает стихи С. Я. Маршака «Мяч» играя мячом. Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный,.

Мастер-класс «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья» Конспект мастер-класса «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья» Цель: создать условия для повышения.

План-конспект НОД для средней логопедической группы с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения «Вода вокруг нас» План-конспект НОД для средней логопедической группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения Тема: «Вода вокруг.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Баранник на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 12:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД