Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе

Иванькова Татьяна
Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Детям ясельного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах

Игры-эксперименты в раннем младшем возрасте используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Малыши ясельного возраста с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.

Такие играми-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случайные или поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. воспитатель участвует в играх экспериментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с экспериментированием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить такие игры-эксперименты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В процессе эксперимента мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком:

- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;

- выкидывать песок из песочницы;

- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;

- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;

- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:

- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и воспитателю, и детям.

При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:

- Песок должен быть чистый.

- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.

- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться.

Игры-эксперименты с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности.

Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.

Для того чтобы заниматься с

детьми играми-экспериментами и опытами, проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : уголок экспериментирования (Приложение1) Также я подобрала наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для ясельного возраста. Составленные игры-эксперименты объединены в три тематически цикла:

«Вода» «Песок» «Воздух»

Картотека игр-экспериментов

Тема: «Вода» Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.

«Прозрачная вода»

Цель: познакомить детей с водой, её свойствами (прозрачная, без запаха, льётся, сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, другая – чаем); стеклянная баночка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки. Ход игры- эксперимента :

в гости к ребятам приходит Капелька.

_ Кто такая капелька? Где живёт?

Ребятам предлагает узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.

_ Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики с водой с помощью ковшиков.

_ Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (льется). Послушайте, как она льётся. Какой слышен звук?

Воспитатель предлагает добавить в стаканчик ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.

Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»

Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что – ни будь видите?» затем дети рассматривают картинки через банку с водой.

_ Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (прозрачная)

Что мы узнали о воде? Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп»Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп» В нашем детском саду "Колосок" через дидактический кабинет для детей, приобрели набор "Маленький исследователь". Это детский микроскоп.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Посадка лука»Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Посадка лука» Цель: -Познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю; -Воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «У нас в гостях утенок»Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «У нас в гостях утенок» Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «У нас в гостях утенок». Уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь опытом работы.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки» Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения» .

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Матушка водица»Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Матушка водица» Тема: «Матушка водица». Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности экспериментирования.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон»Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема проекта: «Лимон». Тип проекта: информационно-познавательный,.

Библиотека изображений:

Публикация Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванькова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 10:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД