Лучший педагог года

Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»

Анастасия Димитрина
Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

Публикация «Консультация „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах

А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Подготовка детей к обучению грамоте 3-4 г : формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане.

Продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

Подготовка детей к обучению грамоте 5-6 г : формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Подготовка детей к обучению грамоте 6-7лет : упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;

знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове;

выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.

Методы обучения грамоте

• Буквослагательный метод

• Слоговой метод

• Метод целых слов

• Звуковой метод

Звуковой метод

• В звуковом методе основой обучения является звук

• В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слова на слоги, слогов на звуки

• В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, затем к слову и предложению

• В звуковом аналитико- синтетическом методе анализ и синтез сочетаются.

Содержание работы

– ознакомление со словом, вычленение слова из потока речи

– ознакомление с предложением и его словесным составом (деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений

– ознакомление со слоговым строением слова (членение слов на части (из 2-3 слогов) и составление слов из слогов)

– Ознакомление со звуковым строением слова, формирование навыков звукового анализа слов.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове решаются две основных задачи:

-вычленение слова из потока речи;

- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

• С термином «слово» дети начинают знакомиться в младшей группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. В различных ситуациях педагог использует термин «слово» в сочетании с другими словами: «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и др.

• Для ознакомления с понятием «слово» можно использовать произведения художественной литературы, в которых важна роль слова: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит» К Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; и др.

• Игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

• Представления о слове закрепляются словарных упражнениях, упражнениях на словообразование.

Ознакомление с предложением

• Последовательность ознакомления с предложением.

• Выделить предложение из потока речи. Рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

• Дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения. Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах.

• Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; составление предложений по «живым сценкам».

Ознакомление со словесным составом предложений

Дети учатся: делить предложения на слова, определять количество слов в предложении, называть их по порядку, переставлять слова в предложении, составлять новые предложения

• Приемы анализа и синтеза предложений

• четко произнести слова с паузами;

• произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми);

• последовательное называние слов в предложении

• подсчет слов в предложении на пальцах.

• подсчет слов в предложении с помощью счетных палочек;

• подсчет слов в предложении в громкой речи, про себя;

• составить предложение с заданным словом

• произнесение слов по рядам;

• шепотный анализ предложения;

• сосчитать сколько слов в предложении;

• составление предложений из разного количества слов;

• составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке»,

• отстукивание на барабане столько раз, сколько слов в предложении.

• указать на каком месте стоит каждое из слов в предложении;

• закончить начатое предложение по данному образцу;

• придумать самостоятельно предложения из двух, трех, четырех слов;

• игра «Живые слова».

Ознакомление со слоговым строением слова

Детей учат : слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов

Приемы:

• количественный и порядковый счет слогов в слове;

• подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;

• схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения);

• моделирование слогового состава слова

• речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);

• произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное, установление их последовательности, соотнесение со схемой;

• подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям);

• подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу, дополнение слога до полного слова;

«превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька);

• намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями;

• перестановка слогов в слове (трансформация).

Звуковой анализ слов

• Звуковой анализ включает

-определение порядка звуков в слове

- выделение отдельных звуков

- качественная характеристика звуков (гласный, согласный, твердый мягкий, ударный безударный)

• Основой обучения звуковому анализу является развитие фонематического слуха- умения различать (дифференцировать) отдельные звуки

Ознакомление со звуковым составом слова

• Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах.

• В процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх дети учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе.

Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук.

Последовательность обучения звуковому анализу

• Основной этап- обучение действию звукового анализа

- детей учат определять последовательность звуков в слове с помощью «Картинки схемы» сначала слова из 3-ех –звуков, затем 4-ех и 5

- давать качественную характеристику звукам (гласный- согласный, согласный твердый, мягкий, гласный – ударный, безударный)

- составлять модель звукового состава слова. Подбирать модель к слову

Последовательность обучения звуковому анализу

3 этап закрепление действий звукового анализа:

-определить место звука в слове;

-подобрать слова с заданным звуком;

-определить первый и последний звук в слове;

Последовательность обучения звуковому анализу

Подготовительный этап

- детей учат слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого

- учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (большой и маленький братцы)

- находить слова с заданным звуком

-определить последовательность звуков в слове;

- сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток);

- сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы);

- варианты игры «Живые звуки

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Упражнения для детей от пяти до семи лет. Подготовка к обучению в школеУпражнения для детей от пяти до семи лет. Подготовка к обучению в школе 1. Актуальность Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Звук [Ц], буквы Ц, ц»Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Звук [Ц], буквы Ц, ц» Конспект занятия по «Обучению грамоте» для детей 6-7 лет Тема: «Звук [Ц], буква Цц» Цель: Ознакомление с буквой Цц, и звуком ц; формирование.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Димитрина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 14:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД