Папки-передвижки

Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз. занятиях в ДОУ

Регина Фейгина
Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз. занятиях в ДОУ

План самообразования музыкального руководителя

МБДОУ № 6 «Радуга» с. Троицкое

Фейгиной Регины Анатольевны

Тема:

«Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы

у детей с ограниченными возможностями здоровья

на музыкальных занятиях в ДОУ»

на 2023-2024 учебный год

Актуальность выбранной темы

Публикация «Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз, занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с ОВЗ, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Трудности эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, их близкие и родные. Выражается это в повышенной эмоциональной возбудимости ребенка, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами, которые возникают даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки.

Кроме проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ отмечаются проблемы моторного развития: не могут долго находиться спокойно в положении сидя, с трудом стоят, испытывают затруднения при передвижении, функциональные возможности кистей и пальцев рук слабо развиты, отсутствует согласованность действий рук, затруднены манипуляции с предметами.

Такие дети нуждаются не только в лечебной, но и в коррекционной (моторной, эмоциональной) помощи. Квалифицированную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги ДОУ.

Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.

Кроме того, специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, речевую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.

Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики (согласно ФГОС ДО) :

- гуманизации - учет особенностей личности ребенка;

- сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;

- учета музыкальных интересов ребенка;

- свободы выбора, высказываний, самостоятельности;

-личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;

- систематичности и последовательности;

- продуктивности (рисунок, танец, образ и т. д.);

- свободы эмоциональных проявлений.

Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.

Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.

Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.

Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).

Целью моей педагогической деятельности является формирование, коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях.

Для достижения максимальной эффективности работы по достижению поставленной цели мной были выделены следующие задачи:

- изучить теоретическую, методическую литературу о значении роли музыкального воспитания в формировании, коррекции и развитии эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ;

- создать на занятиях атмосферу психологического комфорта для снятия у детей эмоционального напряжения и тревожности, установления доверительного контакта между детьми и педагогом;

- создать развивающую образовательную среду для реализации поставленной цели (аудио - видеомузыкальная картотека, музыкальные инструменты и средства извлечения музыки, дополнительные необходимые материалы и атрибуты);

- учесть индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ и выстраивать образовательный процесс с учетом этих особенностей;

- взаимодействовать с воспитателями и коррекционными педагогами для полноценной и максимально продуктивной реализации поставленной цели;

- оказать поддержку родителям (законным представителям) воспитанника в вопросах формирования, коррекции и развитии эмоционально – волевой сферы детей с помощью музыки и возможности применения элементов данного метода в повседневной жизни.

На практике мною использовались такие методы, как:

• Метод музыкальной терапии;

• Метод создания позитивной эмоциональной установки на музыкальное искусство;

• Метод стимулирования образно-ассоциативного характера восприятия музыки её непосредственной связи с окружающим миром и жизнедеятельностью человека (адаптационная роль музыки);

• Метод активизации внимания к наиболее ярким качествам исполнения.

Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы

у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыки я планировала при таких условиях:

• в непосредственной образовательной деятельности (на музыкальных занятиях, при проведении образовательной деятельности по направлению «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка, по направлению «Физическое развитие» (занятия физкультурой, в режимных моментах (утренняя гимнастика, физминутки, подготовка ко сну, подъем после сна, закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность детей, прогулки, игры);

• обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при подборе музыкального материала;

• организация тесного сотрудничества с родителями воспитанника и специалистами ДОУ (воспитатели, тьюторы, спортивный инструктор, логопед, дефектолог, психолог).

Таким образом, применение музыки для формирования, коррекции и развития эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ в ДОУ позволяет индивидуализировано и целенаправленно работать с определенными нарушениями каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигая наиболее оптимистичного и устойчивого положительного результата.

План работы на год

Раздел Сроки Содержание работы

Изучение методической литературы Сентябрь - май - Приобрести литературу по музыкальной терапии; приобрести и изготовить необходимые пособия, материалы и атрибуты для работы.

- Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Дать общую характеристику содержания понятия «Нарушения эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности ее коррекции при помощи музыки».

Работа с детьми Сентябрь Внедрение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Октябрь Внедрение метода создания позитивной эмоциональной установки на музыкальное искусство в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Ноябрь Внедрение метода стимулирования образно-ассоциативного характера восприятия музыки её непосредственной связи с окружающим миром и жизнедеятельностью человека в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Декабрь Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Январь Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Февраль Внедрение метода активизации внимания к наиболее ярким качествам исполнения в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Март Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Апрель Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Май Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.

Работа с семьёй Сентябрь Сбор информации о ребенке – особенности развития, нарушения, реакция на окружающие раздражители (музыкальные предпочтения, реакция на звуки и т. п.). Обработка и интерпретация данных. Составление индивидуального плана работы на учебный год.

Октябрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Ноябрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Декабрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Январь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Февраль Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Март Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Апрель Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.

Май Сбор информации о ребенке с учетом текущих особенностей, изменений. Обработка и интерпретация данных. Анализ проведенной работы. Составление примерного плана работы на следующий учебный год.

Самореализация Сентябрь Открытое музыкальное занятие «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ» в Старшей группе «Б».

Ноябрь Стендовый материал «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ».

Февраль Презентация или мастер-класс «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ».

Май Отчёт по теме самообразования.

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз. занятиях в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Регина Фейгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз. занятиях в ДОУ
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 05:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД