Лучший педагог года

План по самообразованию педагога «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»

Рузанна Маргарян
План по самообразованию педагога «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»

Пояснительная записка

Данный план направлен на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития активной речи у детей раннего возраста на основе устного народного творчества. Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.

Публикация «План по самообразованию педагога „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Актуальность темы по самообразованию

Овладение речью – одно из самых главных достижений ребенка дошкольного возраста. Речь не возникает сама по себе, для ее становления необходимо создавать определенные условия, использовать разнообразные средства.

Одним из важнейших источников развития выразительности детскои речи считается устное народное творчество, включая как русские народные сказки, так и малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, поскольку он расширяет знания ребенка об окружающеи деи ствительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детеи дошкольного возраста обусловлена спецификои содержания и форм произведении словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанныи веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностеи и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Чрезмерный интерес к данной теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Цель работы: создание условий для развития речи детей раннего возраста в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:

- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме развития речи детей раннего возраста;

- оценить целесообразность и успешность использования устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста;

-познакомить детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

- обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

- Создавать условия для развития мелкой моторики рук у малышей;

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и всей кисти, с речевой деятельностью максимально используя фольклор;

- повысить интерес к игровым упражнениям, превратив их в занимательную игру;

- организовано психологически безопасное и комфортное образовательное пространство для каждого ребёнка в группе с учётом его индивидуальных особенностей;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития речи детей посредством использования малых фольклорных форм;

- создание развивающей предметно-пространственной среды.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформируются первоначальные представления о фольклоре;

- у детей расширится словарный запас;

- у детей расширится запас знаний и представлений об окружающем мире;

- дети научаться пересказывать знакомые сказки;

- дети научаться внимательно слушать и понимать художественные произведения, воспринимать текст без наглядного сопровождения;

- дети станут менее скованными, более артистичными;

- дети станут активнее проявлять интерес к устному народному творчеству.

Этапы работы над темой

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:

1. Диагностический:

- Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования;

- Организация педагогического наблюдения за воспитанниками.

2. Прогностический:

- Постановка цели и задач работы.

- Разработка перспективного плана на учебный год.

3. Организационный:

- Создание условий для проведения работы:

- Создание центра «В гостях у бабушки» в группе.

- Составление картотек потешек.

- Оформление фонотеки с аудио сказами.

- Подбор дидактических игры (пальчиковые, книги по данной теме, настольные театры, сказки, пазлы по сюжетам сказок.

4. Практический:

Работа с детьми по плану.

Содержание работы Сроки

Планирование работы с детьми :

Выбор темы. Постановка целей и задач по данной теме. Составление плана работы. Изучение методической литературы. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Создание картотеки загадок. Заклички. Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. Картотека хороводных, народных подвижных игр. Беседа с детьми: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Сентябрь

Чтение народных сказок.

Хороводные игры. Сентябрь-июль

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

Применять потешки в режимных моментах.

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Колобок».

Октябрь

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми».

Разучивание и проговаривание потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Курочка ряба». Ноябрь

Изучение статьи на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка».

Настольно- печатные игры по мотивам потешек, сказок (разрезные картинки, лото).

Потешки про диких животных

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Теремок». Декабрь

Изучение статьи на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Репка».

Потешки с движениями Январь

Изучение статьи на тему: Мастер класс ««Дидактические игры по сказкам в формировании и развитии нравственных ценностей дошкольников». Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие».

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Волк и семеро козлят». Февраль

Настольный деревянный театр русских народных сказок «Заюшкина избушка».

Дидактические игры «Угадай сказку?», «Из какой сказки герой?».

Развивающие потешки Март

Кукольный театр на руку «Три медведя». (настольно- печатные игры по русским народным сказкам разрезные картинки, лото).

Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Потешки о природе. Апрель

Настольно- печатные игры по русским народным сказкам «Гуси лебеди». (разрезные картинки, лото).

Потешки для рисования.

Разучивание потешек, песенок, скороговорок. Май

Кукольный театр на руку «Три поросёнка».

Послушать фольклорные песни.

Потешки про домашних животных и птиц.

Заклички Июнь

Кукольный театр по русским народным сказкам «Петушок золотой гребешок».

Игры-имитации по знакомым сказкам отдельных действий человека, животных, птиц. Развитие эмоциональности.

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

Учить детей обыгрывать знакомые потешки (игры-драматизации) Июль

Создать театральный уголок в группе (настольный, пальчиковый театр).

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Самоанализ плана самообразования.

Планирование работы с родителями воспитанников:

Консультация для родителей: «Место фольклора в жизни ребенка» Сентябрь

Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии речи детей» Ноябрь

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама» Январь

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». Март

Памятка «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек»

Май

5. Обобщающий:

- Организация педагогического наблюдения за воспитанниками.

- Отчет педагога на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию педагога «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 12:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД