Получи документы

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV

Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV

И вновь - о колыбельных

В III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить и о колыбельных, несмотря на то, что я уже обращалась к теме колыбельных песен, к их значению в жизни детей. Но сегодня решила как бы подытожить тему, ещё раз вернувшись к колыбельным.

У каждого из нас сохранилась в памяти незатейливая песенка, которую нам пела мама. И с этой песенкой в душе, в памяти сразу всплывает тёплое чувство счастья и полной защищённости. И это чувство для нашего сознания играет большую роль. И остаётся оно с нами навсегда.

Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть IV» размещена в разделах

Ранее, говоря о значении и тайном смысле сказок, мы вспоминали, что свой тысячелетний опыт и знания, мудрость свою старшие передавали младшим в образной и устной форме.

Как мама (или кто-то другой) мог общаться с только что появившимся на свет человечком? Только с помощью каких-либо тонких вибраций, интонаций, через которые малыш и воспринимал информацию об окружающем мире.

Есть гипотеза о том, что на физическом уровне народные песни вступают в резонанс с нашим организмом. Причём, даже проведены исследования в этом направлении. Не утомляя вас цифрами, скажу только, что первый крик новорожденного с точностью до +-3% одинаков у всех детей и составляет по мощности 440 Гц, что соответствует ноте «ля»! Тут можно вспомнить и о длине волны, и о явлении резонансного изоморфизма, но для нас сейчас не это имеет значение.

Согласно старинной легенде, около древнего города Фив, стояла огромная статуя Колосса Мемнона, в руках которого была арфа, каждое утро на рассвете издававшая звук «ля». Это и была так называемая Эолова арфа. По ней настраивали музыкальные инструменты, на неё настроены все камертоны. И, если говорить о физической стороне звука, то нужно вспомнить, что основа жизнедеятельности любой системы - волновые процессы. Длина волны звука «ля» - 0,77954 м, т. е. 78 см. А это, в среднем, длина позвоночника взрослого человека. Т. е. каждый из нас камертон сам по себе! И настроен он на звук «ля» не только длиной позвоночника, и расстоянием между ушами (оно составляет четверть длины волны звука «ля») и шириной грудной клетки, равной половине волны «ля»! Т. е. тремя параметрами физического тела мы точно настроены как камертоны. И при соответственно здоровом позвоночнике, т. е. «правильно настроенном камертоне», организм человека функционирует нормально. Человек здоров! Этот тезис «намекает» нам о том, насколько важно заботиться о здоровье позвоночника сызмальства.

Откуда древние знали этот секрет единства звука этой арфы с криком новорождённого, можно только гадать. Для нас этот звук в спектре человеческого голоса остаётся основополагающим навсегда. По теории Альфреда Томатиса (французский врач-отоларинголог, этот звук затрагивает глубинные, первозданные слои нашей памяти, пробуждая ощущение цельности с матерью, абсолютной защищённости.

Определяя колыбельную как явление, с уверенностью можно сказать, что это квинтэссенция всего самого важного, лучшего, необходимого для малыша. Всё, что его родители и прародители накопили за много-много лет, они передают малышу на подсознательном уровне. И колыбельная – это один из способов передачи этой информации. Здесь имеет значение и тактильный контакт, т. е. прикосновения поющего колыбельную, вселяющие покой и уверенность.

Все вышесказанное подчёркивает значение колыбельных для физического здоровья ребёнка. Но ведь любая колыбельная несёт в себе и огромный нравственный потенциал. Напевая малышу древний мотив, мама преследует цель укачать, успокоить ребёнка. Этому способствует монотонный ритм песенки. Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала малышу о жизни семьи, о том, что волнует и что происходит в окружающем мире. И про тяжёлую крестьянскую долю, и о том, что отец уехал далеко, но обязательно вернётся с пряничками (т. е. уехал на заработки). А иногда такое повествование заменялось описанием обеспеченной жизни, о которой мечтали, или выражались просьбы к высшим силам о здоровье и благополучии ребёнка.

Слово может быть страшным оружием. Мы все это прекрасно знаем. Так вот в ряду колыбельных есть и до сих пор колыбельные «смертные», по одной версии их пели больному ребёночку, которому помочь уже нельзя. Использовались такие колыбельные не только славянами. Даже в наше время они используются отдельными народами. Описание этих явлений можно найти в литературе.

Но есть и ещё одно достаточно логичное объяснение использованию этих страшных колыбельных.

В языческих верованиях бытовало представление, что какое-то время после рождения ребёнок находится между Навью и Явью, между Жизнью и Смертью. И злой дух, что якобы приходит на свет вместе с ребёнком, чтобы утащить его обратно, должен быть обманут матерью, вот и пела она о том, что ребёнок ей не нужен, пусть умирает. И злой дух уходил сам – ему самому такой ребёнок не был нужен. Так пытались обмануть злые силы, пока они не сумели навредить младенцу.

Подведя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что колыбельная – это своеобразное заклинание. Заговор ребёнка на благополучие, здоровье, веру в то, что у него есть защита и он не один в этом мире. Колыбельная - это не только код для передачи информации, а и универсальное терапевтическое средство.

Приложение:

1 слайд - заголовок

2 слайд - Люшеньки-люли, спи дитя, усни. До утренней зари, до свежей росы.

3 слайд - Ай, люли-люленьки, прилетели гуленьки.

4 слайд - Иллюстрации Е. ЮВаснецовой к колыбельной "баю-баеньки, баю. "

5 слайд - Репродукция картины Ю. П. Кугача "У колыбельной"

6, 7 слайды - "Казачья колыбельная" М. Лермонтова, илл. А. Силивончик.

8 слайд - Репродукция картины В. Паскина "У колыбельной".

9 слайд - Репродукция картины А. Шишкина. "Ай, кач-кач-кач. ".

10 слайд - Колыбельная песня А. Майкова.

11 слайд - Колыбельная Арины Родионовны, илл. А. Силивончик.

12 слайд - "Уж, как сон ходил по лавке. ".

13 слайд - Конец

И в заключение, мои колыбельные, отличающиеся о народного стиля:

Мольба матери над колыбелью

Ангел легкокрылый, песню подари!

Пусть над колыбелью льётся до зари.

Будет моя кроха сладко-сладко спать,

Я у колыбели буду сны считать!

Этот сон - про счастье, этот - про Любовь,

Этот сон - для Радости, и про встречи вновь

В том дому родительском, двери где открыты,

Где денёчки детства радостно прожиты!

Ангел легкокрылый, песню подари.

Пой над колыбелькою её до зари.

© Свидетельство о публикации №117072502861

Солнышко устало

Солнышко устало, деткам спать пора,

Сказки-сновидения видеть до утра.

В доме ходят шёпотом, Дрёма на пороге,

И уже не слушаются глазки, руки, ноги.

Вот глаза слипаются, но опять открылись,

Ведь не всё увидели, как ни торопились!

«Матушка, родимая, не хочу я спать!

Буду я в оконце звёздочки считать…»

Одеялом ласково матушка укрыла

И к малютке своему Дрёму пригласила.

Дрёма сядет рядышком, сказывать начнёт,

Сладким тихим голосом песенку споёт.

Про края далёкие, про дела чудные,

И про василисины очи голубые,

И про Одолень-траву песня будет виться

До утра, до утречка сказка будет сниться…

©Свидетельство о публикации №117072502881

Прикреплённые файлы:

kolybelnaja_g11ro.ppt | 3467 Кб
 
Публикации по теме:

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества» Наблюдение за снегопадом. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь - вода в руке? (снежинки).

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно.

Библиотека изображений:

Публикация Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV
Опубликовано: 28 июля 2017 в 00:40
+171Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 101.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД