Лучший педагог года

Консультация для родителей «Организация наблюдений в природе для детей раннего возраста»

Анастасия Галинская
Консультация для родителей «Организация наблюдений в природе для детей раннего возраста»

Цель: помочь родителям в ознакомлении детей с миром природы.

Задачи:

- ознакомление с природой и природными явлениями;

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- формирование элементарных экологических представлений;

- воспитание умения правильно вести себя в природе;

- воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Вопросы к родителям:

О чем вы общаетесь с ребенком во время дороги в детский сад и домой?

Публикация «Консультация для родителей „Организация наблюдений в природе для детей раннего возраста“» размещена в разделах

Рассматриваете ли вы деревья, травянистые растения? Обращаете ли внимание на солнце, небо, ветер, дождь?

Хотели бы вы развивать любознательность своего ребенка?

Рекомендации:

Наблюдение целесообразно проводить в определённой последовательности.

В начале необходимо, чтобы ребенок самостоятельно рассмотрел объект 1-2 минуты, удовлетворил естественно возникшее любопытство, составил первое впечатление о наблюдаемом.

Руководя наблюдением за животным, взрослый направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?». И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги – длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет?»

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака – будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола, листья, вновь цветки и т. д. такая последовательность необходима потому, что внимание ребенка ещё недостаточно устойчиво, непроизвольно.

Взрослый в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребенку понять увиденное.

В конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения.

Примерное содержание наблюдений (осень)

Птицы (голуби, вороны, воробьи)

Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые.

У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – черные, все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.

Голубь – птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку.

Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают.

Все птицы летают, во время полета машут крыльями.

Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Насекомые

Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги крылья.

Когда становится холодно, насекомые прячутся.

Деревья (ель, клен, береза, рябина)

Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает.

На стволе много веток и листьев.

Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья – это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле.

В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков – маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.

Травянистые растения

Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком – она завянет.

Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.

Солнце

Солнышко греет – на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце.

Ветер

Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная – деревья качаются.

Дует ветер – вертушки крутятся на ветру и т. д.

Дождь

Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя все кругом мокрое.

Идет дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес.

Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду.

Капельки дождя блестят на солнце.

Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли дождя стучат по крышам домов.

Небо

Небо в начале осени – голубое.

Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч.

Темные тучи на небе – будет дождь или снег.

Примерное содержание наблюдений (зима)

Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири)

Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало – птицы нахохлились.

Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм.

Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками.

Воробьи летают стайкой.

Птицы бояться близко приближаться к человеку и животным.

На дереве сидят много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц.

Деревья (ель, клен, береза, рябина)

Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки.

Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев.

На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины.

Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу.

Травянистые растения

Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.

Солнце

Светит солнце, значит день солнечный.

Снег очень красиво блестит на солнце.

Солнце не светит – пасмурно.

Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет.

Мороз щиплет нос и уши.

Небо

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным.

Ветер

Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег.

Ветер воет.

Снег

Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т. д.

Намело много снега – образовались сугробы.

Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков.

Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть.

Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратится в воду.

Падает мокрый снег, на улице слякоть.

Примерное содержание наблюдений (весна)

Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы)

Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни.

Птицы греются на солнце.

Птицы купаются в лужах.

Птицы прыгают по земле и клюют червячков.

Птицы вьют гнезда.

В домиках скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики.

Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.

Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи)

Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле.

Мухи летают.

Червяки

Внешний вид червяка: длинный, похож на веревочку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений.

Деревья (ель, клен, береза, черемуха, яблоня)

На ветках деревьев появились почки.

Из почек распускаются маленькие зеленые листочки.

На березе появились сережки.

Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут.

Весной высаживают саженцы – молодые деревца.

Над цветками растений кружат насекомые.

Кустарники

На ветках кустарников появились почки.

Красиво цветет сирень.

Цветы сирени ароматно пахнут.

Весной высаживают саженцы кустарников.

Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво.

Травянистые растения

На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются.

Одуванчик – травянистое растение. У одуванчика есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета.

На месте цветка появляются пушинки – семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны.

Появились первоцветы (мать-и-мачеха).

Появились всходы на клумбах.

Солнце

Светит солнце, на крышах появились сосульки.

Сосульки красиво блестят на солнце.

Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи.

Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется.

Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые.

Все рады весеннему солнышку.

Небо

Весной небо часто бывает голубым, безоблачным.

Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму.

Темные тучи на небе – к дождю.

После дождя на небе появляется радуга.

Ветер

Ветер гонит облака по небу. Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся.

Дождь

Идет теплый дождь.

Идет холодный дождь.

Первая гроза и гром.

Пошел дождь, люди раскрыли зонты.

Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся.

Капли дождя бывают крупные и мелкие.

После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля.

Снег

Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает.

Публикации по теме:

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период» Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Организация наблюдений в природе для детей раннего возраста»
Опубликовано: 30 мая 2021 в 10:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД