Папки-передвижки

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Татьяна Шевень
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]»

Краткая характеристика уровня речевого развития ребенка: Ребенок семи лет, ученик первого класса. Нарушение звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Фонематическое восприятие развито недостаточно. Нарушение слоговой структуры слова. Словарный запас развит на бытовом уровне. Грамматический строй и связная речь не соответствуют возрастной норме.

Публикация «План-конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах

Цель: Формирование правильного звукопроизношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Задачи:

• Развитие артикуляционных движений;

• Развитие дыхания;

• Совершенствование движений мелкой моторики пальцев рук;

• Уточнение, различие артикуляции звуков [с], [ш];

• Развитие фонематического слуха;

• Формирование лексико-грамматического строя речи.

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [ш]; артикуляционная гимнастика в картинках; игра «Найди вещи»; игра "Самолет"; игра "Собираем ягоды"; мяч.

Ход занятия

• Организационный момент

- Здравствуй, Слава! Как у тебя дела? Как настроение? Сегодня на занятие к нам пришли гости! Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых ребят зовут Маша и Саня.

(приложение 1)

- В имени Маша мы слышим звук [ш]

- В имени Саня мы слышим звук [с]

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

• Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы наш язычок мог легко произнести эти звуки, сделаем несколько специальных упражнений:

- «улыбочка – трубочка»;

- «заборчик – трубочка»;

- «чистим зубки»;

- «вкусное варенье»;

- «кошка молочко лакает»;

- «чашечка».

• Работа на уровне звука, совместно с игрой "Самолет"на развитие дыхания

- Слава, у наших гостей есть любимое занятие – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Представь, что ты летишь на самолете, помоги самолету облететь все высокие горы. (Делаем вдох носом и на выдохе произносим звуки [с] и [ш], направляя самолет, то вверх, то вниз).

(приложение 3)

• Уточнение артикуляционных укладов.

- Давай покажем Сане, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.

- Теперь, «пошипим» для Маши. Губы «трубочкой», чуть вытянуты вперед. Зубки на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.

Дополнительное задание: (Можно предложить ребенку произнести звуки [с] и [ш] попеременно с-ш-с-ш-с-ш… Затем, показать артикуляцию звука без участия голоса. Ребенок должен догадаться, какой звук так произносится).

• Работа на уровне слога совместно с игрой для пальчиков «Собираем ягоду».

- Слава, ты знаешь, Саня очень любит смородину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Саней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по смородинкам, напевая песенку---

- Маша очень любит вишню. Когда она собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Машей---

(приложение 4)

• Работа на уровне слова. Игра «Найди вещи».

- Саня и Маша очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи, которые потерял Саня, имеют звук [с], а вещи, которые потеряла Маша - звук [ш].

(приложение 5)

- Какие вещи возьмет себе Маша? (шапка, карандаши, шары, шкатулка, шуба).

- Какие вещи возьмет себе Саня? (савок, сапоги, санки, краски, самокат).

• Физминутка (Игра с мячом).

Логопед и ребенок встают.

- Слава, давай вспомним, какие вещи были у ребят? Логопед называя слово и передавая мяч ребенку, предлагает определить, какой звук в названном слове. (шапка – [ш]; cанки – [с] и т. д.)

• Работа на уровне словосочетания.

- Какая из вещей Сани тебе нравится больше, выбери ее. (Ребенок выбирает картинку). – Какая она? (вещь). У нас получилось словосочетание: (например, самокат железный). – Как ты думаешь, можем мы сказать «самокат железная»? – Конечно, нет! Так как самокат - он чей? - он мой, самокат какой?– он железный.

- Какая из вещей Маши тебе нравится больше, выбери ее. (Ребенок выбирает картинку). – Какая она? (вещь). У нас получилось словосочетание: (например, карандаши цветные). – Как ты думаешь, можем мы сказать «карандаши цветной»? – Конечно, нет! Так как карандаши какие? – они цветные, их много.

При наличие времени можно предложить ребенку составить другие словосочетания.

• Работа на уровне предложения.

- Посмотри, Саня принес нам картинки. (ребенок рассматривает картинки). – Назови их. (Если ребенок затрудняется назвать, логопед помогает).

- Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.

- Саня предлагает выбрать картинку со звуком [с]. Придумаем предложения с этой картинкой. Не забывай правильно произносить звук [с].

- Маша предлагает выбрать картинку со звуком [ш]. Придумаем предложения с этой картинкой. Не забывай правильно произносить звук [ш].

(приложение 6)

III. Итог занятия

- Ответь пожалуйста, с какими звуками мы сегодня играли? - [с] и [ш].

- А кто приходил к нам сегодня на занятие? Саня и Маша. (Ребенок называя имена, делает акцент на звуки).

- Наше занятие закончилось, до встречи!

Публикации по теме:

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:

Публикация План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Шевень на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 12:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД