Папки-передвижки

Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников

Алина Спиридонова
Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников

Цель: распространение собственного передового педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- совершенствовать работу педагогов по речевому развитию дошкольников;

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

Публикация «Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников;

- провести мастер-класс по применению словесных дидактических игр в развитии речи детей.

Ход работы.

I этап. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я - воспитатель старшей группы «Пчёлки», хочу поделиться своим передовым педагогическим опытом по применению дидактических игр, как средством развития речи в образовательном процессе. Для этого провожу для вас мастер-класс.

- Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем.

- Я начну фразу, а вы, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог – это дерево, то какое …

Если педагог – это природное явление, то какое…

Если педагог – это домашнее животное, то какое…

Если педагог – это цвет, то какой…

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Также не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особый код языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность, новизна, результативность использования её в работе педагога.

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

- односложная, состоящая из простых предложений

- бедность речи

- несформированность грамматического строя

- нарушение звукопроизношений

- бедная диалогическая речь

- трудности в построении монологов

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

- отсутствие навыков культуры речи

- плохая дикция

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

- Что такое дидактическая игра?.

Ответы…

- Коллеги все правы.

Актуальность опыта.

- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления. Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Изучив внимательно их методические разработки, «Программу от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой я, кстати, и работаю, говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений, я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Новизна моего опыта заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию речи детей дошкольного возраста разработаны новые дидактические игры с детьми дошкольного возраста.

Результативность опыта.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Была проведена диагностика по выявлению уровня развития речи детей старшей группы до проведения опыта и после.

В результате моей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Стоит отметить, что использование дидактических игр в развитии речи детей не требует большого расходования сил и средств.

Для речевого развития детей использую следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами – здесь использую игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации использую кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использую других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому. Для меня этот вид игры самый эффективный в развитии речи детей.

- Сегодня у нас есть возможность практически опробовать словесную дидактическую игру, которую я лично использую в работе на протяжении нескольких лет со своими воспитанниками.

III этап. Практический.

«На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

- Иглы колкие торчат прямо с детства у- … ежат.

- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

- Через горы и леса в край родной летит … птица.

- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

- Звонко цокают подковы на копытцах у …коня.

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

Микроитог.

- С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.

Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу. Подведём итоги.

- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.

- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос.

В заключении мастер класса хочу поделиться своей трудоёмкостью опыта.

Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы мною в течение 2-х лет. Имеющийся материал может быть использован воспитателями ДОУ, которые интересуются этой проблемой и стремятся воплотить ее в воспитательном процессе.

Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Конспект дидактической игры «Цилиндры-втыкалки» с детьми с УО в развитииКонспект дидактической игры «Цилиндры-втыкалки» с детьми с УО в развитии Конспект проведения дидактической игры "Цилиндры - втыкалки" с детьми с У. О в развитии. Игра, создана на основе методик известного итальянского.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 09:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алина Спиридонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД