Лучший педагог года

Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Наталия потапова
Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития

Основная задача познавательного развития детей с неярко выраженными интеллектуальными отклонениями – формирование у них восприятия целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Публикация «Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательнее к тому, что его окружает, - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания : ощущений, восприятия, представлений.

Ознакомление с предметным миром

Ознакомление с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, их свойствах и качествах, и способах действия с ними.

Ознакомление с природой

Дети получают представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Основные предметные области коррекционно – педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей и неярко выраженными отклонениями:

Человек

В раннем возрасте: у детей формируются представление о себе и о близких людях.

На четвертом году жизни: ребенок узнает и называет по имени сверстников, имеет представления о половом различии детей.

В этом возрасте дети знакомятся с основными частями тела и лица, с различными эмоциональными состояниями людей, празднованию своего дня рождения, учат наблюдать за действиями и поведением людей.

У детей пятого года жизни формируются представления о цикличности жизни дома и в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов.

Закрепляется представление детей о своем возрасте, формируется обобщенное представление о человеке (тело, органы, чувства, мысли).

Знакомят с профессиями врача и продавца.

На шестом – седьмом году жизни закрепляется представления о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека.

Учат называть свой город, домашний адрес, с кем они живут. Должны знать название своей страны, уметь назвать столицу.

Знакомят с профессиями парикмахера, учителя, а к концу года – с профессией почтальона

Важно сформировать у детей представление о школе и деятельности ребенка в ней.

В играх следует стимулировать самостоятельность действия детей с опорой на их знания о профессиях, закрепить представления об окружающем предметном мире, созданном руками человека.

Предметный мир

Предметы, которые окружают детей в повседневной жизни, - наиболее доступная их пониманию, необходимая для их социальной адаптации область окружающей действительности.

Родители должны познакомить детей с игрушками и их свойствами, с предметами бытового назначения, с простейшими предметами-орудиями.

В раннем возрасте у детей формируют интерес к игрушкам и активное отношение к ним, способы их обыгрывания. Играют с дидактическими и сюжетными игрушками самостоятельно или по подражанию.

Важно научить детей наблюдать за действиями их сверстников с игрушками и предметами, а затем подражать этим действиям и обобщать свой опыт в речевых высказываниях.

Ребенок, посещающий д/с, должен иметь представление о его помещениях и об обстановке в них.

Детей нужно научить пользоваться посудой и называть её. Должны знать названия основных блюд и продуктов.

На четвертом году жизни расширяется круг игрушек и предметов. Научить детей систематизировать предметы по их функциональному назначению.

В этот период детей знакомят с одеждой и обувью. Должны узнавать и называть предметы на улице.

На пятом году жизни особое внимание обращается на формирование у детей умений осуществлять группировку, систематизацию предметов по двум заданным признакам (форма, цвет, величина и функциональное назначение)

Расширяются представления о материалах, из которых изготовлены предметы.

Могут группировать предметы на 2-3 группы по назначению (мебель-посуда-продукты).

Расширяются знания о посуде. Закрепляются представления о игрушках, действиях с ними и с результатами этих действий (Домик из песка)

Дети узнают, что одежда может быть летней, зимней кукольной и настоящей, детской, взрослой. Вводятся понятия «обувь», «головные уборы», «одежда для труда и отдыха»,

На 6 году жизни продолжается работа о предметах окружающей действительности.

Знакомятся с понятием «транспорт» и его обобщающим значением.

Закрепляя представления о профессиях, их обучают соотносить предметы орудия с определенной профессиональной деятельностью.

Начинается активная подготовка детей к школе.

Живая и неживая природа

Ознакомление детей с природой – это средство формирования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, взрослые должны руководить процессом восприятия, развивать их внимание, наблюдательность, мышление, познавательные способности, речь.

Живая природа: растения и животные.

Важнейшей задачей педагогов является воспитание у детей интереса к природе, и бережного отношения к нему.

Неживая природа

В основе ознакомления детей с явлениями неживой природы должно лежат действие с реальными предметами и явлениями. Ребенок, изучая материальные объекты, их свойства и отношения, должен постоянно взаимодействовать с ними.

Приучая ребенка наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиться на объектах и явлениях природы, взрослые развивают его внимание.

Формировать у них представления о закономерных изменениях, происходящих в природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от постоянно меняющейся природной среды. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости, расширяя и уточняя их экологические знания.

В раннем возрасте важную роль в воспитании интереса детей к явлениям и объектам живой и неживой природы играет непосредственно их наблюдение. (Дождь).

В зимнее время года можно провести экскурсию, понаблюдать за тем, как снежинки падают на землю, на ветви деревьев, ложатся на варежки. В конце прогулки можно набрать снег в ведёрко и принести его в группу, чтобы понаблюдать за таянием снега. В течении года детей знакомят с основными объектами неживой природы (водой, землей, песком).

Знакомятся с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, растения (овощи – яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).

На четвертом году жизни расширяются представления детей о сезонных изменениях в природе и о связанных с ними изменениях жизни людей и животных.

Дети должны определять состояние природы (солнечный день, характерные признаками 3 времен года-лета, зимы, осени.

наблюдать за повадками животных и поведениям птиц.

Дети должны дифференцировать объекты живой природы (деревья, трава, цветы, знать некоторые названия (ромашка, роза, елка, береза).

Расширяется круг представлений детей о домашних и диких животных (коза, свинья, заяц, лиса, медведь).

Дети пятого года жизни в активной речи должны использовать словесные характеристики и определения, обозначающие качественное своеобразие изученных групп предметов.

Детей учат воспринимать и различать бытовые и природные шумы.

Продолжается целенаправленная работа по формированию временных представлений детей : время года, время суток.

Расширяются представления об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомятся с некоторыми деревьями (клен, рябина, дуб) и их основными признаками (ствол, ветки, листья).

Формируется представления о значении воды в жизни и деятельности человека (свойствах, и состояниях – жидком, твердом, газообразном).

Проводятся опыты с водой, под наблюдением взрослого выращивают лук и петрушку в горшках, ухаживают за ними.

На шестом и седьмом годах жизни развивается обобщенное представления об овощах, фруктах, о плодово-ягодных культурах, об условиях, необходимых для жизни растений (свет тепло, влага, почва).

Живая и неживая природа: получают сведение о цветах и ягодах, травах и кустарниках, предметах неживой природы. Детей учат классифицировать объекты по категориям «живое» и «неживое».

Знакомятся с некоторыми представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)

В этом возрасте систематизируются и совершенствуются представления детей о сезонных изменениях в природе. Должны знать все 4 времена года, и определять их последовательность; узнавать на картинке. Учить определять состояние погоды (холодная, теплая).

В этот возрастной период уточняются и расширяются знания детей о домашних животных и их детенышах, о жизни в природных условиях диких животных.

В течении года уголок природы пополнятся новыми растениями и животными.

При ознакомлении детей с дикими животными используются картины из серии «Дикие животные» (авторы С. Н. Николаева, Н. Н. Мешкова).

Заканчивается год закреплением представлений детей о времени и о его роли в жизнедеятельности человека.

Использованная литература

Стребелева Е. А., Екжанова Е. А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2008. – 156-172 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Актуальность. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром» Знакомим с окружающим миром К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые.

Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование Методическая разработка по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование Ребенок рождается исследователем. Неутолимая.

Отчёт по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»Отчёт по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» Тема самообразования «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»выбрана мною не случайно.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе ДОУ «Традиции чаепития» Ирина Баркалова "Традиции чаепития. " Чай напиток очень бодрый: и горячий, и холодный! Разновидностей - не счесть! И в семье он в каждой.

Ознакомление со окружающим миром. младшая ей группе «Наш зайчонок заболел» Цель: дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем ребенке:; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить.

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе. Наблюдаем за насекомымиОзнакомление с окружающим миром в старшей группе. Наблюдаем за насекомыми Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть.

План–конспект занятия познавательного развития по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет «Откуда азбука пошла» Цель: Знакомство с алфавитом Задачи: 1. Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита. 2 Вызвать желание знакомиться с буквами, 3 Познакомить.

Презентация «Ознакомление с окружающим миром «Фрукты и овощи» Представляю презентацию по ознакомлению с окружающим миром "Фрукты и овощи". Презентация поможет в закреплении детьми знаний о фруктах и.

Ознакомление с окружающим миром на музыкальных занятиях На музыкальных занятиях дошкольники, кроме того, что учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, получают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 18:04
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия потапова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД