МААМ-картинки

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР

Елена Кабаева
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР

Закон об образовании РФ рассматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Детям с ОВЗ необходим особый подход в обучении – особые методы работы, так как они утратили один или несколько способов восприятия мира : слуха, зрения, речи, возможности передвигаться.

Также у детей с ОВЗ могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики.

Публикация «Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР» размещена в разделах

Но несмотря на это, в современное время для «особенных» детей имеется масса вариантов их обучения, развития и социализации.

Рассмотрим понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в логике темы данной статьи.

Л. С. Маркова дает следующее определение: «Задержка психического развития - нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка». В то же время этот термин неоднозначен, поскольку он используется для обозначения комбинированной и клинически гетерогенной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР, существуют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и когнитивной активности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

В российской науке Г. Е. Сухарева впервые предложила термин «задержка психического развития», выделяя такие проблемы, как замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения интеллектуальной деятельности, по структуре и количественным показателям сильно отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития также характеризуется как сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции, такие как мышление, внимание и память, отстают в развитии от четко установленных психологических норм для конкретного возрастного этапа.

Г. В. Бабина под понятием «слоговая структура слова» понимает «взаиморасположение и связь слогов в слове».

Также автор дает следующее определение: «Слоговая структура слова – это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре».

Я. И. Шкурат отмечает, что «нарушения слоговой структуры слов является сложным в коррекционном плане для логопедической работы. Недостаточная и неграмотная коррекция данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте приводит к возникновению уже у школьников дисграфии и дислексии и вторичных психических наслоений, которые связаны с болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует многолетняя логопедическая практика».

Исходя из психофизиологических особенностей детей с ЗПР, рассмотренных выше, нарушение слогового состава слова имеет следующие особенности :

- нарушение последовательности слогов в слове : (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов);

- нарушение количества слогов : (сокращение (пропуск) слога, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных);

- искажение структуры отдельного слога : (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог);

- персеверации (пананама-панама);

- антиципации: слог заменяет вытесненный слог в слове (пипитан-капитан);

- контаминации: смешение элементов слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Таким, образом можно сделать следующие выводы:

1. У детей с ЗПР помимо нарушений психики и интеллекта отмечаются нарушения речи, которые носят системный характер, отмечаются проблемы в произношении, так как имеются нарушения в речевой моторике.

2. Нарушение слоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития связано с незрелостью ВПФ: выраженная истощаемость внимания, неустойчивость, низкая скорость обработки информации, нарушение динамики мыслительной деятельности.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 08:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кабаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД