Папки-передвижки

Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий

Наталья Бурцева
Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий

Термин аутизм впервые употребил последователь Зигмунда Фрейда швейцарский психиатр, Эйген Блейлер. В 1912 году он опубликовал работу «Аутистическое мышление», в которой сформулировал главную особенность аутизма как «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира».

Публикация «Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий» размещена в разделах

В настоящее время, расстройства аутистического спектра рассматриваются в рамках действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и относятся к диагностической группе F84 «Общие расстройства развития». Данная группа включает три диагностических категории: детский аутизм (F84.0, атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5) Чётких границ между указанными диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Ожидается, что в ближайшее время закончится адаптация уже принятой ВОЗ МКБ-11, в которой все имеющие отношение к аутизму категории МКБ-10 объединены в «расстройства аутистического спектра» (РАС, категорию, ставшую официально принятой в российском образовании после 2012г. (закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, ограничение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипии в интересах, поведении и разных видах деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Несмотря на то, что в перечисленных признаках отсутствуют особенности сенсорного развития, практика показывает, что у многих лиц с РАС имеются трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.

Человек воспринимает всю поступающую из окружающей среды информацию по средствам пяти анализаторных систем: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. В последнее время выделяют еще две анализаторные системы: равновесие (вестибулярный аппарат) и восприятие собственного тела (проприорецепция).

Гармоничное функционирование перечисленных систем обеспечивает адекватный прием и обработку поступающей информации и переводит ее в ощущения. От уровня развития сенсорно-перцептивной сферы, качественных характеристик восприятия зависит не только накопление чувственного опыта и формирование сенсорных образов, но и фактически всё психическое и физическое развитие человека. Данный процесс переработки информации зачастую нарушен у лиц с РАС. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у них неприятные ощущения, стресс и даже боль, что является признаками нарушения сенсорной интеграции. Поэтому при разработке программы абилитации и реабилитации обучающихся с РАС необходимо проводить тщательное обследование уровня развития всех видов восприятия, чтобы учесть выявленные особенности при планировании дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим особенности развития сенсорно-перцептивной у сферы детей с РАС в дошкольном возрасте.

Согласно требованиям примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с РАС работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы у данной категории лиц строится в следующих направлениях: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха, восприятия вкуса и формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Каждый раздел программы содержит задачи, направленные на формирование у ребенка с РАС умений не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, адекватно на неё реагировать, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для каждой сенсорной системы в зависимости от минимального или максимального порога чувствительности можно использовать различные игры и упражнения, приемы организации РППС. Рассмотрим некоторые из них на примере развития зрительного и слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Задачи:

• развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);

• побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;

• побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем – спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;

• расширять диапазон узнаваемых звуков, знакомя с музыкальными звуками (дудочки, бубен, металлофон);

• создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту, называя соответствующие предметы и действия;

• совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными инструментами, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель, выполняя при этом действия с музыкальными инструментами (игрушками);

и другие.

Приемы коррекционно-развивающей работы:

В данном направлении отмечена высокая эффективность использования одной из технологий арт-терапии - музыкотерапии, которая нашла широкое применение в реабилитации и абилитации лиц с РАС. Хорошо себя зарекомендовал метод «Томатис», который применяют для стимуляции головного мозга. Многократные аудиотренировки проводятся с использованием специальной аппаратуры и стимулируют функции головного мозга, развивая его способность к качественной переработке сенсорной информации. Перед использованием данной технологии необходима предварительная диагностика уровня чувствительности слуховой системы.

При гиперчувствительности слуховой системы рекомендуют:

• для уменьшения внешних звуков плотно закрывать окна и двери,

• использовать беруши, шумопоглащающие наушники,

• использовать аудиоплеер для создания фонового музыкального сопровождения,

• не повышать интонацию в разговоре с ребенком,

• во время занятий использовать «тихие» паузы, при необходимости сократить время занятий.

При гипочувствительности необходимо:

• сопровождать любые действия визуальными подсказками, используя предметы, карточки, игрушки;

• использовать музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты;

• аудиирование стихов, песен, ритмичной музыки.

Развитие зрительного восприятия:

Задачи:

• стимулировать фиксацию взгляда на предмете, прослеживания взором спокойно движущегося объекта;

• создавать условия для фиксации взгляда ребенка на лице взрослого, находящегося на расстоянии вытянутой руки;

• стимулировать установление контакта «глаза в глаза»;

• совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);

• стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.,

• учить различать предметы по цвету, форме, размеру;

• формировать умение выделять изображение объекта из фона и другие.

Возможные приемы коррекционно-развивающей работы:

При гипочувствительности:

• постепенное увеличение применения визуальной стимуляции (яркие предметы, игрушки, иллюстрации, презентации, видеоролики);

• использование светящихся объектов, фонариков, ламп.

При гиперчувствительности:

• не использовать в быту флуоресцентные лампы, заменив их окрашенными лампочками или другими источниками приглушенного света;

• использование ребенком солнцезащитных очков;

• обеспечить возможность уединения при проведении фронтальных занятий (желательно огородить рабочее место ребенка, поставив ширмы с обеих сторон для блокировки лишней визуальной стимуляции);

• в помещении на окнах повесить непроницаемые шторы.

Аналогичная работа выстраивается по развитию всех остальных видов восприятия. Специалисты включают занятия по сенсорной абилитации и реабилитации в коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС с учетом уровня выявленных нарушений функционирования сенсорных систем и индивидуальных особенностей развития ребенка. Занятия должны проводиться поэтапно и регулярно, в этом случае повышается эффект проводимой коррекции. Опираясь на данные предварительной диагностики, специалисты корректируют силу воздействия различных стимулов, для предотвращения нежелательных ответных реакций со стороны ребенка с РАС.

Слаженное взаимодействие в работе специалистов, родителей и самого ребенка способствует формированию компенсаторных возможностей в развитии сенсорно-перцептивной сферы ребенка с РАС.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Конспект занятия в сенсорной комнате (часть 2)Конспект занятия в сенсорной комнате (часть 2) Конспект занятия в сенсорной комнате (Часть 2) Занятие проводится с ребенком до 1 года. Цели: 1. Создание атмосферы для получения положительных.

Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие»Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие» Занятие в сенсорной комнате. " Волшебное путешествие"Занятие разработано на основе методических рекомендаций - Колос Галины Георгиевны;.

Мастер-класс изготовления сенсорной игры «Тома и Лида»Мастер-класс изготовления сенсорной игры «Тома и Лида» Человек появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП»Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе»Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе» Воспитатель - Филиппова Наталья Александровна «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Республика Хакасия.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Бурцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности сенсорной системы у лиц с РАС и учет ее в процессе разработки реабилитационных мероприятий
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 17:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД