Лучший педагог года

Особенности речевого развития детей 3–4 летнего возраста. Причины нарушений речи в данном возрастном периоде

Ксения Заворина
Особенности речевого развития детей 3–4 летнего возраста. Причины нарушений речи в данном возрастном периоде

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В 3-4 ГОДА, Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики. Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Грамматический строй речи. Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Саша хочет пить, я играю машинкой. Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам. Фонетика. Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р]. Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот). Связная речь. Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки. Интонация, выразительность. Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо. Не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки? Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам. Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы. Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей. Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки). Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный). Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается). С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения. Может представлять простые образы. Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи. Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии : невнятная монотонная речь; быстрая, рваная или растянутая речь; непонятная «тарабарщина»; речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями; малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных; не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе); «съедает» окончания слов; постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими; не использует в речи предлоги, союзы, наречия; вообще не говорит полноценных слов; у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна; он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, стоять на одной ноге); не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании); невнимателен, не может сосредоточиться; гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен. Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога,психолога, логопеда).

Публикация «Особенности речевого развития детей 3–4 летнего возраста, Причины нарушений речи в данном возрастном периоде» размещена в разделах

Причины речевых нарушений в данном возрастном периоде :

-инфекции, перенесенные матерью во время беременности

-асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов)

-родовые травмы

-длительные соматические заболевания в раннем детстве

-длительное грудное или искусственное кормление (дольше 1, 5 летнего возраста)

-наследственный фактор

-неблагоприятное воздействие речевой среды

-дефицит общения

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» В марте 2019 года в нашей группе было проведено родительское собрание посвящённое вопросам дефектологии речи младших дошкольников,с участием.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель МОУ.

Консультация для родителей «Почему ребенок может говорить неправильно? Причины нарушений речи» Вначале своей консультации я бы хотела рассказать вам о следующем: наша с вами речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных.

Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» "Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. "Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.

Методическая разработка. «Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста» Методическая разработка. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста. Разработал воспитатель: Буравцева.

Особенности речевого развития детей с РДА Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального.

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в подготовительной группе № 6 от 20.09.2018 г. Тема: «Особенности и проблемы речевого развития детей.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей 5–6 лет» Родительское собрание. Особенности и проблемы речевого развития у детей 5- 6 лет «А как речь - то говорит, словно реченька журчит» Подготовила:.

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже "космическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей 3–4 летнего возраста. Причины нарушений речи в данном возрастном периоде
Опубликовано: 28 октября 2019 в 07:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД