МААМ-картинки

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста

Нина Ракина
Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного

возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его

жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в

процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —

Публикация «Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

4-й - школьный.

Первый этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до

одного года).

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го мес. - лепет (агу-угу,

ма-ма и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих

артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное

повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению

двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (па-

па-па, и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все

элементы звучащей речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,

интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные

звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-

дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия:

ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей

(запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 - 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все

более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 - 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от

ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых

формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание

взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный

этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка

появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и

охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш

путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и

тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу,

и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;

дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет

папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в

которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.

Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок

сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется

возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,

накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит

значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши,

отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о

росте словаря детей.

Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса

детей в преддошкольном периоде : к 1 г. 6 мес. - 10 - 15 слов; к концу 2-го г. -

300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. - около 1000 слов (т. е. за год около

700 слов).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться

грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом

- примитивными фразами без согласования («Мама, дай кли»

- Мама, дай конфетку). Далее постепенно появляются элементы согласования и

соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм

единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица

глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит

произносительные возможности.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается

неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения

свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения,

озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается

навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять

его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется

фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Активный словарь ребенка к 4 - 6 годам достигает 3000 - 4000 слов. Значения

слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще

неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением

предметов говорят вместо поливать из лейки «леять»,

вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует

о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на

его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его

словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот,

способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя

речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет

происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается

ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.

Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные

грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными

предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом

возрасте - простое распространенное предложение («Я стану большим сильным

как папа»).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у

него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного

звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

Речевое развитие детей 4-5 лет существенно отличаются от детей трех

лет. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения,

проводя, например, такую параллель как «береза – дерево». Кроме того, в его

активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и

временных наречий – потом, вокруг, скоро и т. д. Отдельное место в речевом

развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном

этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок

создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «сильно-сильнее», то это

говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Снегурочка не

настоящая, посмотри бабушка, у нее волосики черные, а у настоящей

Снегурочки белые и еще она на тетю Таню похожа»).

Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий

рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и

большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют

пересказ сказки (рассказа) из 40 - 50 предложений, что свидетельствует об

успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие:

сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее

- мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие

звуки.

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о

качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в

этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую

и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться

так называемая внутренняя речь, помогающая ребенку дошкольного возраста

планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может

выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Речевое развитие ребенка 7 лет предполагает достаточно высокий

уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция

всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с

согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных

оборотах. Совершенствуется умение соответственно моменту менять

интонацию и громкость голоса.

В школьном возрасте уже происходит целенаправленная перестройка

речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного

использования всех языковых средств.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Ракина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 11:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД