Получи документы

Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи

Маргарита Рябова
Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи

Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи.

«Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К. Д. Ушинский

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Публикация «Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Специалистов, работающих с детьми, уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире постоянно растёт число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. У ребёнка, например, несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. п. Имеющееся у детей общее недоразвитие речи в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создаёт серьёзные препятствия для развития словесного творчества детей (сравнительные данные Глухова В. П.).

Как указывают известные советские психологи Л. С. Выготский и К. Н. Корнилов, элементарные творческие процессы, как следствие работы творческого воображения, обнаруживаются уже в самом раннем детстве, «когда ребёнок начинает рисовать каракульки и находит в них сходство с реальными предметами, хотя на самом деле никакого сходства нет, в этом мы можем видеть уже начатки творческой фантазии». Затем в творческих играх детей проявляется более активная работа творческого мышления и воображения: воспринятые впечатления переходят в представления, что составляет основу опыта; обогащение жизненного опыта даёт материал для создания новых образов.

В условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, обучение творческому рассказыванию вызывает у данной категории детей особую сложность. Данные трудности также могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности, инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций. Трудности восприятия интонационной окраски высказывания сказываются и на эмоциональной бедности творческого рассказывания. Творческое рассказывание - это рассказ, придуманный ребёнком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребёнком новые образы, ситуации, действия. Под понятием «новые» подразумевают такие, которые ребёнок в жизни не воспринимал в полном объёме, но элементы которых имеются в его опыте. Продуктом этой деятельности должен быть логически последовательный рассказ, обличённый в словесную форму (ГлушковВ. П., Бородич А. М., Тихеева Е. И.) С другой стороны, творческое рассказывание предполагает умение детей создавать собственную систему рассказа, с привнесением творческих элементов в структуру рассказа (зачин, развитие сюжетного действия, концовка и т. д.) и в состав самого высказывания (слов, предложений, фраз).

Например, в младшем возрасте совершенствуется словотворчество, которое не появляется внезапно, а появившись, используется ребёнком в его играх, общении с взрослыми; уже в старшем возрасте элементы словесного творчества проявляются, когда ребёнок хочет привлечь внимание взрослого или более точно выразить свою мысль. Так, рассказывая про зайца из сказки, что является пересказом, дети используют те средства описания, которых не было в сказке, то есть пользуются своими представлениями для того, чтобы обогатить рассказ.

Творческая деятельность детей в речевом плане прежде всего наиболее значима для развития их творческих способностей. Развитие всех психических функций тесно связано с развитием речи, которая является важным компонентом различных видов творческой деятельности человека. Умение сочинять стимулирует творческую мысль, что влияет на развитие других способностей ребёнка.

В условиях детского сада обучение творческому рассказыванию занимает незначительное место в общей системе обучения. По данным В. П. Глухова, навык рассказывания детей с нормальным речевым развитием составляет 12,5 балла, что составляет удовлетворительному уровню рассказывания (14-15 баллов- хороший уровень, а у детей с общим недоразвитием речи 7,6 балла. Что соответствует границе между низким и недостаточным навыками рассказывания. При этом дети рассказывают по наводящим вопросам. Нарушают последовательность в передаче событий, допускают смысловые ошибки и коммуникативную сочленённость событий, изобилует бедность языковых средств.

Особое внимание в в целенаправленном обучении детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию через коррекционную работу по формированию лексико-грамматической стороны высказывания; формирования представлений о структуре построения сообщения; последовательное обучение рассказыванию с элементами творчества : описание предметов, игрушек и т. д., рассказ по наглядной опоре, рассказ по аналогии, придумывание начала или конца событий, изображённых на картине или продолжение рассказа, начатого взрослым с постепенным усложнением материала и языковых средств.

В своей работе нашими специалистами используется «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; используются методические разработки логопедических занятий Е. А. Пожиленко, Е. А. Быковой, КоноваленкоВ. В и Коноваленко С. В., в основе которых - комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы, развитие мелкой моторики, с использованием «пальчиковых игр».

Литература.

1. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».

2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»

3. Николаева Е. И. «Психология детского творчества"

4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

Публикации по теме:

Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями также характерна и недостаточная сформированность психических процессов,.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Три подвига» Тема:«Три подвига» Цели и задачи: 1. Расширять представление детей об армии 2. Познакомить с героем ВОВ Алексеем Маресьевым 3. Закрепить.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение.

Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки»Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Проект: долгосрочный (17.09.2018-20.05.2019, творческий, групповой.

Библиотека изображений:

Публикация Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Рябова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 13:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД