Получи документы

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Тукиш
Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи

Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи развиваю с помощью различных упражнений. Упражнений таких множество, вот некоторые из них.

Публикация «Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Упражнение «Сонар»

Есть такой технический прибор, сонар—улавливатель звуков.

Предлагаю детям вообразить, что мы включили сонар.

Вариант 1

Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняем это упражнение два-три раза в день в различных условиях.

Вариант 2

Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные.

Вариант 3

Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева).

Упражнение «Сонар- 2»

— В тишине послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окна-ми, приглушенный гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, еле слышные звуки музыки и дви-жений в танцевальном зале. Все вместе—общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и не слушайте ничего другого.

— Теперь включите только звуки из танцевального зала.

— Только коридор!

— Переключайтесь по моей команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!

Упражнение 2 «Узнай, по какому предмету я стучу»

— Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом? А теперь?

Звуки разные—карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то стеклу, то по газете.

Помогая установлению связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление у детей.

Упражнение 3 «Что происходит?»

Дети делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другой, — спина-ми.

Первая группа «задает звуки», вторая — оправдывает. Группе дается две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на празднике». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки) каждый из детей второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящих на празднике.

2. Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю. Какие бы звуки теперь ни услышали дети, они должны объяснить их появление заданными обстоятельствами.

Упражнение 4 «Хор»

Один ребенок, который будет отгадывать, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки всем известного стихотворения, и каждый получает по одному слову.

Отгадчик входит. По команде педагога все дети произносят хором каждый свое слово.

— Какие строчки? Из какого стихотворения? Не поняли? Послушайте еще раз.

Упражнение 5 «Магнитофон»

В механизмах нашей памяти среди других аппаратов, есть и самый объемистый мире магнитофон— на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением. Но сегодня мы—звукооператоры. Нас интересуют, прежде всего, звуки!

— Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово «лес» сразу же вызвало в воображении картину леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки. Лесная поляна. Ветер шуршит листьями. Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?

- Вспомните лай собаки. Какую собаку вспоминаете?

— Вспомните шум поезда. Мы едем в нем.

— Вспомните звуки подъезжающей автомашины.

— Вспомните, какую мелодию мы слышали перед праздником.

— Вспомните голос мамы. Она зовет вас по имени.

Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно оживало воспоминание!

Человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто та-кими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области, особенно детям с нарушениями реши, так как у дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие.

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.

Консультация для воспитателей «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием» Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Письмо – один из базовых школьных навыков,.

Консультация «Развитие внимания и памяти в группе детей с общим недоразвитием речи» Важной коррекционной задачей в группе с общим недоразвитием речи является развитие памяти и внимания. Эти процессы теснейшим образом связаны.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи Современный ребенок 5-6 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 16:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД