МААМ-картинки

Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов

Елена Холод
Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов

Проанализировав теоретический материал и методическую литературу, была проведена диагностика в подготовительной группе детского сада по изучению влияния различных анализаторов на обучение детей счету.

Работа была выстроена в несколько этапов:

1. Подготовительный.

На данном этапе:

- разработан перспективный план работы на год,

- составлена картотека дидактических игр, с использованием различных анализаторов

Публикация «Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов» размещена в разделах

- определен диагностический инструментарий,

- проведена первичная диагностика дошкольников.

В диагностике приняло участие 11 детей. За основу были взяты диагностические карты О. А. Скоролуповой «Познавательное развитие: развитие элементарных математических представлений» (подготовительная группа)».

В результате проведенного исследования в начале года из 11 детей группы :

2 ребенка (18%) достигли запланированного показателя

8 детей (73%) имеют неполное достижение показателей

1 ребенок (9%) имеет низкий уровень достижения нормативного показателя.

На основании полученных данных был разработан перспективный план работы по формированию математических представлений с использованием различных анализаторов, включающий и обучение счету.

2. Основной этап (работа с детьми по перспективному плану).

Перспективный план составлен на основе учебно - методического пособия Колесниковой Е. В.

Задачи:

- создать предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности;

- использовать игровые ситуации с элементами соревнований для мотивации деятельности детей и направленности мыслительной активности на поиск способов решения поставленных задач;

- использовать различные анализаторы при обучении детей счету в дидактических играх, в самостоятельной деятельности детей, в непосредственно образовательной деятельности.

На занятиях, проводимых согласно данному плану, дети упражнялись в счете множеств, воспринимаемых различными анализаторами : предметов, звуков, движений. В сравнении со старшей группой усложнился характер пересчитываемых звуков, движений, материал для счета на ощупь, возрастает самостоятельность детей. Они уже могут считать

• количество громких и тихих звуков с разными интервалами,

• разнообразные движения,

• предметы, нанизанные на проволоку, зашитые в мешочек,

• нашитые на карточку (считают, спрятав их за спину) и т. д.

• звуки, когда источник звука отделен ширмой,

• предметы по осязанию с открытыми глазами и закрытыми глазами.

В работе активно использовался счет на ощупь. Например, дети считали пуговицы, нашитые на карточку, а карточку они держат за спиной. На карточке нашито 6 - 10 пуговиц в 2 ряда. Используют пуговицы более мелких размеров. Детям давалось задание сосчитать пуговицы на ощупь с закрытыми глазами, сосчитать камешки, перекладывая их из руки в руку.

Упражнения проводились в такой форме, которая обеспечивала включение в работу всех детей. Так, все дети одновременно упражнялись в счете на ощупь в игре «Пошли, пошли, пошли.».

Счет звуков.

В подготовительной группе счет звуков связывается со счетом и отсчетом предметов. Характер заданий постепенно усложнялся. Например, вначале детям предлагается сосчитать звуки, затем отсчитать столько же игрушек, позднее дошкольники одновременно считали звуки и откладывали игрушки, а закончив счет, говорили, сколько звуков услышали и сколько игрушек поставили. Счет звуков часто связывают с выполнением движений. («Подпрыгни столько раз, сколько звуков услышал».)

Также детям предлагалось считать звуки с закрытыми глазами. Звуки извлекались на разных инструментах: например на барабане, металлофоне; можно просто постучать палочкой по столу и пр.

В III квартале детей знакомили с составом числа из единиц. Полезным было проведение такого упражнения: воспитатель извлекал 3 (4, 5) звука на разных инструментах и спрашивал: «Угадайте, на каком инструменте и сколько звуков я извлекла».

Ребенок перечислял: «1 раз вы ударили палочкой о палочку, 1 раз - по барабану, 1 раз - по металлофону».

«Сколько всего звуков ты услышал?» - спрашивает воспитатель.

«Я услышал всего 3 звука»,- отвечает ребенок.

Счет и воспроизведение движений.

Дети считали движения, выполняемые воспитателем или другими детьми. Воспроизводили количество движений по образцу и по названному числу. («Присядьте столько раз, сколько кружков на карточке», «Наклонитесь столько-то раз».) Чтобы дети активнее включались в работу, заданиям придают игровой характер: «Угадайте, сколько раз я велела Мише подбросить мяч». (Миша подбрасывает мяч, а остальные дети считают его движения.)

Упражнения организовывались так, чтобы обеспечить охват сразу большого количества детей. Например, дети строятся в 2 шеренги. Пока дети одной шеренги выполняют указанное число движений, стоящие напротив, в другой шеренге, их проверяют. В подготовительной группе можно в задания включать более сложные движения: подбросить мяч, попрыгать со скакалкой. Наиболее сложным для ребят оказалось задание сделать определенное количество шагов в указанном направлении. Например, ребенку предлагалось: «Сделай 9 шагов вперед, повернись направо, сделай еще 7 шагов.» Дети, передвигаясь, одновременно тренировались в отсчете шагов и в ориентировке в пространстве. Такое установление количественных отношений между множествами, воспринимаемыми разными анализаторами, способствует обобщению счетной деятельности.

В процессе работы важно, что в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь. («10 раз подпрыгнул, потому что на карточке 10 кружков», «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. п.)

Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Дети выполняют задания: «Присядь на 1 раз больше, чем услышал звуков», «Найди карточку, на которой на 1 кружок больше (меньше, чем было звуков», «Назовите, сколько пуговиц на карточке у Сережи, если он подпрыгнет на 1 раз больше».

Вне занятий развитие математических представлений продолжалось. В свободной деятельности детьми активно использовались дидактические игры, представленные в Приложении 3. Очень нравилась игра «Муха», «Зайка в гости прискакал», «Двенадцать месяцев».

Так, в игре «Двенадцать месяцев» педагог раскладывал на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивал их. Играющие брали карточки и выстраивали по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращались в 12 месяцев. Педагог задавал вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?», «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?», «Шестой месяц - а тебя как зовут?» и т. д. Дошкольникам нужно было услышать свой месяц и правильно назвать его.

Таким образом, в работе по развитию количественных представлений необходимо учитывать работу различных анализаторов ребенка.

Все ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений. На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играю различную роль.

Кинестетический анализатор играет ведущею роль, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другого.

В период дошкольного детства усиливается роль зрительного анализатора, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются они.

В результате заучивания слов-числительных, даже произносимые по порядку, они являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значение числа. А ритмическое называние слов считалок или слов-числительных помогает более четко дифференцировать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении.

Таким образом, если в младшем дошкольном возрасте знания численностей множеств опирались на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических представлений поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок, который служит основой для развития у детей новой деятельности - вычисления. Она имеет дело с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, объемами и т. д., которые воспринимаются различными анализаторами.

3. Заключительный этап.

На последнем этапе исследования было

- проведено итоговое мероприятие «Путешествие по островам математики» с использованием различных анализаторов,

- обобщен опыт работы,

- проведена повторная диагностика дошкольников.

В результате диагностики в конце года из 11 детей группы :

7 детей (64%) достигли запланированного показателя

4 ребенка (36%) имеют неполное достижение показателей,

что свидетельствует об эффективности использования различных анализаторов в обучении счету и других математических представлений детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов. «Сделай столько же движений»Дидактическая.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Рисунки детей в стиле пуантилизм «Мой город» с использованием различных материаловРисунки детей в стиле пуантилизм «Мой город» с использованием различных материалов Хочу предоставить Вам наглядно те возможности нетрадиционного рисования в жанре пуантилизм, что рождаются с использованием различного материала.

Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возрастаРоль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это.

В помощь аттестующимся. Отчет об использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов Отчет об использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов, повышающих качество воспитательно - образовательного процесса.

Библиотека изображений:

Публикация Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Холод на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 20:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД