МААМ-картинки

О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста

Галия Курмакаева
О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста

Нарушения развития детей дошкольного возраста проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом.

Широкое распространение в наше время психического недоразвития, а особенно легких форм, становится для общества источником серьезных проблем: отклонения от нормы детей дошкольного возраста сказываются на их общем психическом и интеллектуальном формировании, что имеет не только медицинское, но и педагогическое и социальное значение. Необходимость социальной интеграции детей с расстройствами развития ставит перед специалистами задачу поиска новых форм их ранней профилактики с целью предупреждения общего недоразвития.

Публикация «О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Эффективность профилактических мероприятий повышается при их своевременном проведении. Именно поэтому в психологии, педагогике, неврологии и детской психиатрии предупредительные профилактические мероприятия по охране здоровья проводятся в первые годы жизни ребенка. При аномалиях развития и в результате заболеваний у детей раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, а в тяжелых случаях – к социальной недостаточности.

Вредности раннего периода онтогенеза, эмоционально-поведенческие расстройства, недоразвитие ряда психический функций, неадекватная оценка состояния ребенка специалистами и родителями обычно приводит к снижению его адаптационных возможностей, что в дальнейшем может вызвать социальную или медико-психолого-педагогическую дезадаптацию.

Встает вопрос о комплексной профилактике нарушений развития детей, основанной на взаимодействии детских психологов, педагогов, воспитателей, коррекционных педагогов, детских неврологов и психиатров.

В основу концепции профилактики нарушений развития положен дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья, а так же комплексное использование медицинских, психологических, педагогических методов реабилитации с использованием всех возможностей, т. е. создание общего коррекционного пространства.

В соответствии с концепцией необходимо своевременное и раннее выявление детей с негрубыми отклонениями в развитии (психологические, неврологические, эмоционально – поведенческие отклонения); включение семьи в профилактические и коррекционные мероприятия, обучение специалистов работе с такими детьми с учетом их индивидуальных и психологических особенностей.

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании,

Целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей.

Важнейшей задачей модернизации является:

- защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка начиная с раннего возраста;

- реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;

- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе

- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Очевидной становится необходимость ранней, начиная с младенческого возраста, профилактика социально-педагогическо-психологической дезадаптации личности, т. е. раннего выявления детей группы риска и проведение своевременных коррекционных медико-психолого-педагогических иероприятий – того, что мы называем коррекционным пространством, которое предполагает обязательность включения в коррекционный процесс родителей:

- налаживание под руководством специалистов партнерских отношений (врач – родитель, педагог – родитель, психолог - родитель);

- комплексность и целостность воздействия, которое позволяет стимулировать, наблюдать и направлять развитие ребенка не только в специально организованном пространстве (ДОУ, но и домашних условиях;

- ознакомление родителей с особенностями сензитивных периодов развития и возможными отклонениями каждого периода, особенно младенческого и раннего возраста.

Одной из форм сопровождения является:

Психолого-медико-педагогический консилиум.

ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения

Основная задачи ПМПк — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогическоая реабилитация детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушения речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении, общении и поведении, назначенных на определение специальных условий, на получение ими образования и сопутствующего медицинского обследования.

Для реализации этих задач необходимо:

-своевременно выявлять и всестороннее комплексно обследовать детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

-устанавливать характер и причины выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т. п.);

-определять потенциальные возможности ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, учебно-воспитательной программы);

-разработать комплексные целевые программы индивидуального развития детей «группы риска»;

-прослеживать динамику развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

-необходима профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;

-консультативная работа с родителями.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 августа 2022 в 08:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД