Лучший педагог года

Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС

Екатерина Фокина
Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС

Цель: Формирование предпосылок общения и развитие речи.

Задачи:

– расширить рамки слухового восприятия;

– развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

– развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

– научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

– формировать сенсорный и тактильный гнозис;

– развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;

Публикация «Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС» размещена в разделах

– научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;

– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;

– стимулировать мышцы гортани;

– активизировать целенаправленный ротовой выдох;

– развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

– формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков;

– стимулировать простые виды коммуникативной речи.

Оборудование: ширма, барабан, колокольчик и «звуковая» коробоч-

ка с наполнителем из монет; «Пальчиковый бассейн»; «Чудесном мешочке», большая и маленькая коробочка; предметные картинки; сортер геометрические фигуры; свеча, зажигалка; мозаика; тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга.

Ход занятия:

Орг. Момент.

Педагог здоровается с ребенком, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.

Развитие слухового восприятия

1. Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок.

Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.

2. Цели:

— развивать слуховое внимание;

— Дифференцировать шумы предметов.

Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем ему предлагается найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду коробочек (с различными наполнителями — мелкими монетками, песком, спичками).

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

1. Цели:

— активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;

— побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Логопед показывает ребенку, как причесывают волосы (рукой поглаживает по волосам); как едят суп (рукой действует в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывает ко рту и запрокидывает голову); как грозят паль-

цем и т. д. Затем логопед просит дошкольника произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

1. Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».

Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребенка к одновременному выпол-

нению движений в «бассейне» (предварительно продемонстрировав их дошкольнику).

Мама и дочка стирали Ребенок совершает движения

Платочки раскрытой ладонью по дну

Вот так, вот так! бассейна вперед-назад, пальцы растопырены.

Мама и дочка полоскали Делает движения кистью в

Платочки направлении слева направо.

Вот так, вот так!

Мама и дочка полоскали Действуют кистью вверх-

платочки вниз над «бассейном».

Вот так, вот так!

2. Цели:

выработать контроль за положением рта;

— развить мимические мышцы.

Игра «Зеркало», копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

1. Цели:

— учить узнавать части тела и лица на предметной кар-

тинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела;

— развивать имитирующие жесты.

Ребенку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого дошкольника просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица,

предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).

2. Цели:

— учить узнавать предметы по их цветному и контурному

изображению, функциональному назначению;

— развивать внимание и память.

Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображения, накладывая парные

картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит дошкольника разобрать их по парам.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности

1. Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с

ним игровые действия — катать, собирать шары в коробку,

делать бусы.

В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шарики разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребенку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик. Затем логопед просит дошкольника показать, как можно играть с ним, побуждает к совершению различных действий. После того как все шарики выбраны из мешочка, ребенок и логопед рассматривают их, находят отличия (разная величина) и соответственно раскладывают их в большую и малень-

кую коробочки.

2. Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объемные фигуры в различных игровых условиях.

ДИ сортер «Геометрические фигуры».

Логопед жестом предлагает ребенку убрать в коробку объемные фигуры (шар, куб, призму). Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе взрослого дошкольник вынимает заданные фигуры.

Развитие функций голоса и дыхания

Цель: формировать длительный целенаправленный выдох.

Перед ребенком на столе устанавливается зажженная свеча. Логопед предлагает дошкольнику подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Развитие чувства ритма

Цель: развивать ритмико-интонационную сторону речи, слуховое и тактильное восприятие.

На глазах ребенка логопед выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одновременным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание. Затем ритмический рисунок меняется — из мозаики выкладывается дорожка с пропуском через одну. Логопед, нажимая надеталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и молчит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторяет ритмический рисунок.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ух! Ах! Ай! Ой!», используя разницу температурных ощущений.

На столе перед ребенком расставлены тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Дошкольник последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями

(речевой образец предварительно демонстрирует взрослый).

Прощание. Хвалим ребенка за занятие и даем наклейку, прощаемся, добиваясь жеста от ребенка.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с моторной алалией по теме «Фрукты». I этап логопедической работы МАСТЕР-КЛАСС Цель: «Фрукты» Задачи: Коррекционно-образовательная: -развитие жестовой и речевой активности; -обогащение слова ребенка понятием.

Конспект индивидуального занятия с ребенком 6 лет с РАС Конспект индивидуального занятия с ребенком 6 лет с РАС. Цели: Развитие и укрепление мышц мелкой моторики рук, обогащение пассивного и.

Конспект логопедической НОД с ребенком с умеренной умственной отсталостью «Мишка в гостях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271 Конспект логопедической.

Консультация для родителей «Начальный курс математики для детей 4–5 лет по программе «Школа 2000» Уважаемые родители! Перед вами учебник математики развивающего типа, предназначенный для детей 3-4-летнего возраста. Он представляет собой.

Сценарий праздника «Новый год» для детей с РАС 3–6 лет Под музыку Дед Мороз заводит детей в зал. (Каждый ребёнок идёт с тьютором). Д. М. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дед Мороз. Посмотрите,.

Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с РАС В настоящее время признано, что по-мощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше,.

Основной этап проекта с детьми 5–6 лет Весёлые краски!Основной этап проекта с детьми 5–6 лет Весёлые краски! Основной этап реализации проекта «Весёлые краски» с детьми 5 – 6 лет. (краткосрочный проект, 2 недели) Цель: формирование художественно-творческой.

Основные принципы работы учителя-дефектолога с ребенком с РАС Расстройство аутистического спектра (РАС)- это группа психических заболеваний или особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью.

Педагогическое обследование ребенка как начальный этап разработки содержания коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и.

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАССенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС Сенсорные игры решают следующие задачи: — Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фокина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД