Папки-передвижки

Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста

Говдина Арина
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на развитие начальных музыкальных способностей.

Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Публикация «Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает все психические процессы.

ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели ознакомления с фольклором : развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.

Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи занятий:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Развивать музыкальные способности.

-Развивать слуховое внимание, чувство ритма и координацию движений.

-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание и звуковой аппарат.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность на занятиях состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи,

памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные, подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей : 1 -3 года

Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал и игры в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

-Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты (погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .

План работы на 2020-2021 год

в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.

Сентябрь

1. Игровая ситуация «В гостях у солнышка». (Наглядность картинка солнышка)

2. Путешествие в сказку «Колобок». (Настольный театр)

3. Игра-потешка «Огуречик, огуречик» (Маски огурчика и мышки)

4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

Октябрь

1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».

2. Инсценировка песенки «Дождик, дождик» (Зонтик, костюм дождика)

3. Игра-потешка «Зайке холодно стоять»

4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота».

Ноябрь

1. Игровая ситуация «В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».

2. Игра-забава «Где наши ручки?»

3. Путешествие в сказку «Репка» (Настольный театр)

4. Дидактическая игра «Узнай потешку».

Декабрь

1. Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».

2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»

4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка –пострел»

Январь

1. Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса» (настольный театр)

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

3. Хоровод игра «Пузырь»

4. Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

2. Хороводная игра «Каравай»

3. Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».

4. Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».

Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

2. «Чудесный сундучок» (загадки об овощах).

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

4. Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)

4. Настольная игра «Волшебные сказки»

Май

1. Игра «Угадай сказку».

2. Разучивание и прослушивание русских народных песен.

3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3) "Музыкальный ритм". Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Применение музыкально-дидактических.

Анализ анкетирования родителей в группе раннего возраста «Игрушка в жизни детей и их предпочтения» В АНКЕТИРОВАНИИ УЧАСТВОВАЛО 15 РОДИТЕЛЕЙ (60%от списочного состава). Форма анкетирования – анонимная. Анкетирование проводила воспитатель.

Дидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возраста Цель: Формирование у детей младшего возраста интереса.

Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возрастаФотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста В настоящее время, народная культура, традиции русского.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра! Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство! Поэтому всегда.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Любимый музыкальный инструмент» Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет : «Любимый музыкальный инструмент» 1. Упражнение.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Говдина Арина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста
Опубликовано: 30 октября 2023 в 09:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД