Получи документы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Юлия Погор
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №141 о. в.» г. Магнитогорска

Погор Юлия Евгеньевна

«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра –

Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

могущественное орудие для укрепления способностей

мыслить и для развития сознания»

Э. Жак-Далькроз.

Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое музыкальные способности и, что такое музыкально-дидактическая игра. Музыкальные способности, в широком смысле – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Каким образом игра может влиять на развитие этих способностей?

Дело в том, что музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальное подчинено этой задаче и обслуживают ее. Следовательно, если ядро игры – это обучение, то соответственно во время обучения происходит и развитие тех или иных навыков и умений. Эффективность музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-творческих способностей детей доказана многими педагогами. Механизм воздействия достаточно прост: игра – ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры у детей дошкольного возраста откладываются определенные представления о тех или иных свойствах, предметах, действиях. Этот же механизм действует и в процессе использования музыкальным руководителем игр для развития музыкальных способностей детей.

Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам :

1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и

динамический). Это такие игры, как «Качели», «Курица», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.

2. Игры, развивающие чувство ритма «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.

3. Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.

4. Игры, развивающие динамический слух : «Громко-тихо», «Кто самый

внимательный», «Узнай звучание своего инструмента» и т. д. Материалом для музыкально-дидактических игр являются :

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек, сюжетные игрушки, картинки.

Удачным примером влияния музыкально-дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста (в частности 4-5 лет) является игра «Мышки и Кот». Цель игры : обучение детей постигать выразительные возможности музыки, побуждая к самостоятельному музицированию и созданию выразительного игрового образа. При разучивании текста игры, дети придумывают движения в соответствии с персонажами, имея право выбора (кот или мышка) при этом активизируется и развивается творческая активность. Затем, ребята обыгрывают песенку, выполняя действия в соответствии с развитием сюжета. В данной игре используются известные педагогические методы: наглядно-слуховой метод (исполнительский показ, проблемное использование наглядно-слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий, метод обобщения (создание целостного представления о характере музыкального произведения, наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, игрушек).

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения, интерактивные игры. Дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры.

С целью развития музыкального творчества в старшем дошкольном возрасте использую дидактические игры, положенные на сказочный сюжет.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей : игры-сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет. Игры-сказки, разучиваемые с детьми, требуют от педагога такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию. Особенно важна роль музыкально-дидактических игр при

ознакомлении детей с художественной литературой.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детейДидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детей «Волшебные мешочки». Мешочки изготовлены из ткани, с разными наполнителями. Каждый мешочек будет издавать свой, неповторимый звук. Также.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1)Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Погор на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2024 в 19:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД