Папки-передвижки

Методическая разработка «Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Любовь Кондакова
Методическая разработка «Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

«Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражает окружающую нас действительность - природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества».

В. Сухомлинский

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей средствами движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Публикация «Методическая разработка „Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Использование музыкально-ритмических движений помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческий способности.

Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается потребление кислорода.

Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.

Краткая историческая справка.

Создателем музыкально-ритмического воспитания является швейцарский педагог, композитор, общественный деятель – Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950).

Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определенно метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на занятиях различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которую впоследствии назвали ритмикой, где все движения идут от музыки.

С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль ритмических упражнений: они развивали внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива, положительно влияли на общий тонус, снимая утомляемость.

Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910 г. Он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерву (под Дрезденом, а в 1915 г. – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Японии.

В России активной пропагандисткой системы Далькроза стала его ученица Н. Г. Александрова, которая в 1909 г. Начала регулярно проводить занятия по ритмике в музыкальных школах, кружках.

Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, цирковых, театральных училищах, в психоневрологических лечебницах.

В настоящее время педагоги, опираясь на систему Далькроза, продолжают совершенствовать ритмическое воспитание, используя лучшие музыкальные образцы народной, классической, современной музыки.

Виды движений.

В ритмических упражнениях используются движения, соответствующие программам по физическому воспитанию ДОУ. Это прежде всего такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля предмета (мяча). Важное значение уделяется общеразвивающим гимнастическим упражнениям, а в ритмические композиции включаются несложные танцы и музыкально-ритмические игры.

Виды упражнений, в которых ставятся музыкально-ритмические и двигательные задачи:

Ходьба.

При ходьбе следует координировать движения рук и ног, сохранять правильную осанку. Ходьба укрепляет главным образом мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве. Нагрузка на организм при ходьбе зависит от скорости движения и интенсивности шага.

Виды ходьбы:

• С подушечки – средней части стопы

• С носка

• На носках

• С перекатом – с пятки на носок

• Топающим шагом – на всю ступню

• Пружинящим шагом

• Широким шагом

• С высоким подъемом ног.

Вид ходьбы, так же, как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий, определяется характером, темпом, динамикой музыки.

Некоторые упражнения носят игровой характер – выражение в движениях определенного художественного образа (шагаем как медведи, прыгаем как зайчики, идем как разведчики и т. д.).

Часто детям предлагается самим выбрать движения, соответствующие настроению и динамике музыкальной пьесы. Подобные занятия развивают творческое воображение детей.

Бег.

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, легких.

Виды бега:

• Легкий

• Широким шагом

• С высоким подъемом ног

• С захлестом голени назад

Различными видами бега отмечаются динамические оттенки (громко – тихо, структура музыкального произведения. Посредством бега можно создать определенный художественный образ 9Лисички, лошадки и т. д.).

Прыжки.

Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия.

Прыжки развивают мышцы ног, укрепляют связки и суставы ног.

Виды прыжков:

• На обеих ногах на месте

• На обеих ногах с продвижением вперед

• Поочередно на правой и левой ноге

• Ноги в стороны – вместе

• Поскоки с ноги на ногу

• Прыжки вверх с разбега

• Перепрыгивание

• Спрыгивание

• Прыжки через скакалку

Подготовкой к прыжкам является ходьба и бег пружинящим шагом, движение «пружинка».

Использование в ритмических упражнениях прыжков связано с особенностями музыки (острое, отрывистое звучание, пунктирный ритм и др.).

Бросание и ловля мяча.

Упражнения с мячом развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер; укрепляют мышцы рук, плечевого пояса; способствуют развитию кисти и пальцев рук.

Для выполнения этих упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык: подача мяча.

Ритмические упражнения с мячом:

• Удары мяча о пол

• Прокатывание между ногами

• Перебрасывание мяча в различных направлениях и на разное расстояние в соответствии с размером и темпом музыкально произведения

• Гимнастические движения с передачей мяча по кругу.

Построение и перестроение.

Построения и перестроения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве.

Виды:

• Построение в шеренгу

• Построение в колонну

• По кругу

• Врассыпную

• Образование нескольких кружков.

Посредством перестроений в ритмической композиции отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения.

Гимнастические упражнения.

Цель использования гимнастических упражнений – равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование двигательных навыков, выработка пластичности, точности, координации движений, формирование правильной осанки.

Посредством гимнастических упражнений, выполняемых в соответствии с темпом и размером музыки, решается и задача музыкального воспитания – развитие чувства ритма.

Хороводы, танцы.

В разучивании танца используются доступные детям танцевальные движения. Главное – решение музыкально-ритмических задач : четкая смена движений в соответствии со строением произведения, соблюдение темпа, размера, иногда выполнение ритмического рисунка, эмоциональная передача характера музыки. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей.

Некоторые виды танцевальных движений :

• Русский переменный шаг

• Припадание

• Подскоки

• Ковырялочка с притопом

• Завивание улитки

Развивание улитки

• Бегунец

• Гребеночка

• Веревочка

• Па-де-баск

• Шаг польки

• Галоп

Игры.

Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки, творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ.

Игра имеет также большое воспитательное значение. Здесь, как нигде, выявляется характер ребенка (смелость, трусость, застенчивость, активность, доброжелательность) и его психофизические качества (сообразительность, находчивость, быстрота реакции).

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Методическая разработка для младшей группы «Перспективное планирование основных видов движений на прогулке»Методическая разработка для младшей группы «Перспективное планирование основных видов движений на прогулке» Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе (2 квартал) Всем педагогам дошкольного образования известна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 23:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кондакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД