Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»

Людмила Иванова
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории

Иванова Людмила Александровна

МДОАУ «Детский сад № 40 «Голубок» г. Орска»

Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков“» размещена в разделах

Доброе утро, уважаемые коллеги. Я муз. руководитель детского сада № 40, Людмила Александровна Иванова, представляю вам свою тему: «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них певческих навыков».

Проработав в детском саду некоторое время, я пришла к выводу, что ведущее место в структуре музыкального занятия принадлежит пению.

У нас есть игры и хороводы с пением, танцы с пением, мы пропеваем приветственные песенки в начале занятия, игру на ДМИ также иногда сопровождает пение.

Пение наиболее близко и доступно детям.

Пение, вокализация приносит ребенку радость, удовольствие, раскрывает его эмоциональную сферу, помогает выразить эмоции, чувства. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, познают жанры музыки, учатся различать тембровые, звуковысотные и ритмические изменения в музыке, т. е. развивается их музыкальность.

Пение способствует развитию речи, мышления, памяти, совершенствованию артикуляционного аппарата и дикции. Оно так же оказывает благотворное влияние на физическое развитие детей : пение упражняет и развивает дыхание, естественным образом тренируются мышцы гортани, диафрагмы и голосовые связки.

И конечно же с помощью приобщения ребенка к культурному наследию нашего народа, нашей страны, мы воспитываем патриотизм, любовь к прекрасному.

Т. о. пение способствует наиболее целостному, гармоничному развитию ребенка.

Мы с вами знаем, что есть дети от природы музыкально одаренные, получившие в наследство от родителей певческие и музыкальные способности. А если у таких детей еще и благоприятная певческая среда в семье, то процесс обучения не так уж и важен, при таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться. Но таких детей очень мало. В большинстве случаев, музыкальная среда в семьях организована неправильно. Дети поют песни, услышанные с экранов телевизоров, часто даже не понимая смысла песен. Очень мало поющих родителей, и тех, кто слушает дома классическую музыку. Порой родители не знают даже песенки популярных детских мультфильмов. Поэтому и дети не интересуются музыкой, не поют, а если и пытаются петь, то фальшиво, крича и надрываясь.

Для таких детей процесс обучения пению очень важен.

Пение предполагает широкий аспект навыков :

-Навык правильного дыхания (владение певческим дыханием);

- навык четкой и правильной артикуляции;

-навык чистого интонирования;

- навык пения в ансамбле.

В своей музыкальной деятельности в детском саду я всегда стремилась научить детей петь чётко, внятно, с любовью и настроением. А самое главное – красиво, с большой самоотдачей. Я сама очень люблю петь, и без труда могу увлечь пением своих воспитанников. Но для того, чтобы научить, сформировать необходимые умения, нужна теоретическая и методологическая база.

В настоящее время есть много интересных разработок и технологий, позволяющих формировать певческие навыки. Это и упражнения на развитие певческого дыхания, и развивающие голосовые игры, и музыкально-дидактические игры, и артикуляционные упражнения, и распевки, и различные песенные импровизации.

Я отобрала те методы которыми активно пользуюсь, и которые на мой взгляд наиболее эффективны в обучении детей пению. И сегодня я представляю их вашему вниманию.

1. В первую очередь, я напоминаю детям правила певческой установки, и постоянно контролирую их выполнение.

Певческая установка : сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать; голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения, опора на ноги.

Разученная на занятиях песенка «Петь приятно и удобно» муз. Л. Абелян, очень хорошо помогает детям контролировать осанку и положение тела во время пения.

«Петь приятно и удобно»

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох и запел, птицей звук полетел,

Руки, плечи –все свободно, петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь – головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись,

Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел,

Руки, плечи – все свободно, петь приятно и удобно!

2. Для овладения певческим дыханием нам нужны специальные упражнения.

Упражнения из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Особенностями этой гимнастики являются активный форсированный вдох и практически незаметный пассивный выдох. Эта гимнастика тренирует и укрепляет дыхательную мускулатуру, ликвидирует неврозы и заикание.

- «Ладошки»

- «Погончики»

-«Обнимащки»

- «Повороты»

- «Насосы»

Другие упражнения на дыхание:

Упражнение «Гармошка»

Поросёнок восхищён! как гудит аккордеон.

Я бы хвостиком вертел, если бы играть умел!

Руки на рёбрах, вдыхаем –раздвигаем ребра, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш выжимая из лёгких воздух.

Упражнение «Колокола»

Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.

«Надувала кошка шар»

«Задуваем свечи»

3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, т. к. четкая артикуляция- основа хорошей дикции. Необходимо использовать собственный показ работы языка, губ, челюстей. Например:

«Часы» - поворачивание сильно высунутого языка вправо и влево.

«Хомячок» - надувание щёк одновременно и т. п.

«Клоуны» - широко разводим губы в улыбке (веселый клоун, вытягиваем губы трубочкой (грустный, добавляем также мимику.

«Иголочки» -с сомкнутыми губами касаемся зыком попеременно правой и левой щеки.

«Кружочки» - с сомкнутыми губами рисуем кружки вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Лошадка» -цоканье языком.

«Бабка Ежка» - Подтягивание верхнюю гуу к десне, подтягиваем нижнюю губу к десне

«Обезьянка» - интенсивно кривляемся.

Нравятся детям артикуляционные упражнения в стихотворной форме, например «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала (зевают, широко раскрывая рот)

Травку сочную сжевала (жевательные движения)

Да водичку поглотала (делают глотательные движения).

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-э!

Ква-а-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Упражнение «Лягушки» (надо, чтобы вовремя упражнения рот раскрывался вертикально, нижняя челюсть опускалась максимально свободно)

Чьи там крики у пруда?

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВАсу, КВАсу простоКВАши,

Надоела нам вода!

«Песня воробья»

Чио-чио,

Фью-фью-фью!

Чик-чирик,

Чью-чью-чью!

К артикуляционным упражнениям относят также и различные вибрации.

Упражнение «Веселый паровозик»

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

Делаем глубокий вдох, на выдохе «трещим» губами,

Словно пес, мотор рычит: «Остановка»-говорит.

Вдох, выдох на звуке «р».

4. Игры на развитие правильного звукообразования, на расширение возможностей голоса Автор В. Емельянов.

Все упражнения предусматривают игровые ситуации

1)Игра «Рано утром»

Рано утром на рассвете – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»

То ли аист, то ли ветер – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»

Пролетел среди берез – (глиссандо сниз вверх на звук «у»)

Новость свежую принес – (глиссандо сверху вниз на звук «У»)

И сейчас же слухи, слухи – (произносить «з-з-з-з» снизу вверх)

Зазвенели словно мухи – (положение губ «трубочка» - «улыбка»)

Поднялся по лесу гул – (делать резкие выдохи, работая диафрагмой)

Тут зеленый лес вздохнул – (мягкий вдох через нос, активный выдох через рот «Хо!»)

Зазвенела вдруг роса - (короткие острые звуки «У» на разных звуках)

Зазвенели голоса – (пропеть звук «А-а-а-а» на любой высоте)

2) «Говорящие рыбки» (пропевание звуков Ма-мэ –ми –мо –му)

Расширяем диапазон

3)Звукоподражание голосам разной высоты («Кошка и котонок», «Собака и щенок»)

4) Упражнение «Кукушка»

5) Упражнение «Прятки с мишкой» (Повышение голоса при пропевании звуков «А-у, а-у» на выдохе)

6) «Воображаемые мячики» (Кидаем друг другу воображаемые мячики на звуки А-А, О-О, Э-Э и др. гласные, глиссандо голосом вверх и вниз)

7) «Качели». На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо»«скольжение». Во время упражнения «глиссандо» мы пропеваем «куда пошел звук» – вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.

8) «Ракета» «Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

9) «Песенка про смех» (используем низкий и высокий регистры)

Говорим низким голосом

Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)

Мы поем ее для всех – …

Так смеются медвежата – …

И тигрта, и слонята –…

Они басом все хохочут –…

Все вокруг гремит, грохочет - ….

Говорим высоким голосом

Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)

Мы поем ее для всех - …

Так смеются лягушата - …

И цыплята, и мышата - …

Они тоненько хохочут - …

Все вокруг свистит, стрекочет - …

5. Скороговорки

Также использую скороговорки, требующие четкой и точной работы губ, языка, мышц гортани.

-От топота копыт пыль по полю летит!

-Трубачи трубят тревогу, все скорее на подмогу!

-Кукушка кукушонку сшила рубашонку.

Сначала мы произносим их медленно и утрированно четко, потом все быстрее и легче, сохраняя четкость произношения.

Эти же скороговорки можно использовать и в качестве распевок, пропевая их на одном звуке, на одном выдохе.

6. Распевки

Важной частью работы над формированием вокальных навыков являются вокальные упражнения, распевки. Это своего рода и разминка, и базовые упражнения для голосовых связок. Наши голосовые связки- это мышечные волокна, и поэтому их можно развивать и разрабатывать. Требования к распевкам:

1. Распевка не должна быть сложной;

2. Распевка должна быть лаконичной и целенаправленной.

Цель распевки:

-разогрев голосового аппарата,

- работа над дикцией,

-расширение певческого диапазона,

-приобретение специальных певческих навыков (в зависимости от изучаемого произведения, например, стаккато, или скачки.

Мне очень нравится применять в качестве распевок песни, в которых с одинаковой интонацией дважды повторяется одна строчка, и первым поет педагог, за ним повторяют дети. Это дает возможность не тратить лишнее время на заучивание распевки, и хорошо активизирует внимание детей и их слуховое восприятие.

Я покажу несколько распевок, которые использую при работе с детьми. («Эхо», «Чепуха», «Гамма до-мажор», «Землю обмотали»)

5. Песенная импровизация

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации, когда дети приучаются самостоятельно искать песенные интонации, чисто интонировать и петь естественным голосом. В этих упражнениях развивается также внутренний слух. Здесь я применяю игровые ситуации, поощрения, вношу соревновательные элементы.

Например:

- У кого получится самая красивая песенка?

- Постарайтесь, чтобы песенки были разные» и т. д.

Сначала это ответы на вопросы педагога, например: «Где ты была, Света?»

А затем уже и песенки собственного сочинения, например:

«Шел веселый человечек»

Шел веселый человечек, спички нес и десять свечек,

Отдохнул, попил, поел и такую песню спел: (далее – творчество детей)

Или «Песня дикаря» : Сочините песню, используя всего три слога: хай, хэй, вуги.

Эти игры способствует активизации внутреннего слуха, умения самостоятельно придумывать и пропевать мелодию.

Игра – сказка «Караван» (3хголосие)

1голос – вой ветра

2 голос – скрип песка

3 голос – песня погонщика верблюдов

Навык пения в ансамбле дети приобретают, когда учатся петь в унисон.

В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

- Пойте, чтобы голоса звучали, как одна ниточка…

Для этого я акцентирую внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

В этом помогает следующее упражнение: прослушивая песню, отмечать движением руки начало и окончание музыкальной фразы. Также эффективны приемы пения «цепочкой», дуэтом, трио, поочередное пение : воспитатель, дети и музруководитель, музыкальные игры в «песенки-эхо» и пение про себя. Игра «Включаем и выключаем звук»

Благодаря такой многоплановой работе над развитием певческих навыков у дошкольников растет интерес к певческой деятельности, дети становятся эмоциональнее, активнее, более способны к сопереживанию,

- улучшается координация между слухом и голосом, активизируется артикуляционный аппарат;

- развиваются речевые и певческие навыки ;

- формируется умение анализировать свое пение и пение товарищей.

И еще хочу сказать, что работать над формированием певческих навыков у дошкольников будет более эффективной, если подключать к этому процессу воспитателей, родителей, разъяснять им важность и полезность занятий вокалом, проводить с ними мастер–классы, заинтересовывать их, превращая в своих помощников и последователей.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушатся друг к другу, общества. В котором индивидуальность не подавляется,но раскрывается в полной мере»

Г. А. Струве, композитор,

хормейстер, дирижер,

педагог и просветитель.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Развитие музыкальных способностей в семье Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 09:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД