МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Ya Yana
Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Под девизом

«Прокачаем мозг».

Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.

Задачи.

Познакомить педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий.

Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.

Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Категория слушателей: воспитатели, учитель – логопед, учитель – дефектолог, практический психолог.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: набор карточек: белая бумага и по 2 цветных карандаша для каждого участника, маркеры; буклеты с кинезиологическими упражнениями.

Ход мастер-класса

1. Организационная часть

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Начнем с приветствия.

Я предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом с целью установления контакта между участниками мастер-класса и изменения привычных стереотипов приветствия. Станьте в круг. Ваша правая рука лежит на своём левом плече, а левая – на правом плече стоящего рядом. По цепочке начиная с ведущего хлопаем по одному разу по порядку (правой рукой потом левой).

- Все люди не похожи друг на друга, и то, как вы выполняли задание, напрямую связано со свойствами вашей нервной системы, с работой мозга.

2. Целеполагание

Итак, тема нашего мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.

3. Основная часть

Наверное, у каждого из вас в педагогической практике были моменты, когда вы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики. Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста.

Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Оба полушария связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом, обеспечивающей их взаимную связь. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8,5лет.

Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации, основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребёнка является полноценное развитие мозолистого тела.

Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека

Возьмите карандаш и бумагу после прохождения каждого задания будем отмечать результат, записывая его на бумаге.

1. Переплетите пальцы. Сложите руки вместе и переплетите пальцы.

Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л». Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

2. Проба Розенбаха

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой — букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

9. Окружность

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

А теперь посчитайте какое именно полушарие преобладает у вас.

В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице. Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.

Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.

«Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, а как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».

Итак, что такое «гимнастика мозга»? Это кинезиологические упражнения, а именно, комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие,

Цель упражнений «Гимнастика мозга» :

- балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;

- развитие памяти и мыслительной деятельности;

- повышение продуктивной работоспособности;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

- раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению «Гимнастики мозга» :

- четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг»,

а потому уже показывать это детям;

- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в

любое удобное время;

- заниматься ежедневно;

- занятия должны быть оформлены в виде игры;

- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

- внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария.

Вы готовы? Приступаем к упражнениям для синхронизирования полушарий мозга.

Колечки. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Оладушки. Правая рука лежит на колене ладонью вниз,

левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе, 8-10 раз. При усвоении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя. Потом с четверостишием:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Зайчик-коза-вилка. «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. 6-8 раз.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Одновременно сменяем положение правой и левой рук, 6-8 раз. Ускоряемся.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем,

А потом их поменяем.

И лезгинку начинаем.

Замок. Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Так же к вашему вниманию представлю графомоторные дорожки, которые способствуют одновременной работе обеих полушарий мозга и развитию межполушарных связей. С помощью подобной пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика рук и их координированные движения.

Еще одной формой кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно, одинаковый рисунок.

И синхронное рисование – это рисование двумя руками одновременно, но разные рисунки.

- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы, фигуры и т. п. или синхронно (мы выполняем рисования на листах закреплённых на мольбертах). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, в результате чего развиваются высшие психические функции.

- Познакомьтесь ещё с одним очень интересным упражнением «Разноцветные слова». Глядя на эти слова произнесите вслух как можно быстрее цвета, которыми эти слова написаны. И вы увидите как правое полушарие мозга пытается назвать цвет, а левое торопиться произнести слово и в это время активизируется весь мозг.

- Предлагаю ещё один вариант, наглядно демонстрирующий уникальные возможности мозга, упражнение «Шифровка».

- Как вы понимаете это ещё не все способы развития межполушарного взаимодействия. Следует отметить, что эти методы не требуют больших материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру НОД, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что немаловажно для роста мотивации в обучении.

4. Заключительная часть.

- И в завершении мастер–класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!

- А сейчас оцените представленный материал по трем критериям:

1. Теоретический материал (новизна, оригинальность, доступность).

2. Возможность использования представленных материалов в ежедневной работе.

3. Психологический комфорт участников семинара.

Каждый выбирает цвет стикера и наклеивает в колонку.

Цвет стикера обозначает оценку:

Синий – оценка низкая: материал не нужный, в своей практике вы воспользоваться

им не сможете, было не интересно.

Зелёный – оценка средняя: не понятна актуальность использовании в работе.

Розовый – оценка высокая: материал нужный и актуальный.

(провести анализ)

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальный конкурс «Умка». Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста,.

Использование дорожек на межполушарное взаимодействиеИспользование дорожек на межполушарное взаимодействие Цели: 1 — развитие зрительно-двигательной моторики и концентрации внимания которые необходимы для обучения чтению и письму. 2 — умение совмещать.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Использование игр на липучках для развития детей дошкольного возраста» Цель: -повышение профессионального мастерства педагогов через обмен опытом, путем показа последовательности действий, методов, приемов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 15:41
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД