Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Наталья Кадиева
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему

«Использование технологии «Синквейн»

в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Цель: дать представление педагогам ДОУ об использовании инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

План проведения мастер-класса.

- Теоретическая часть:

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему „Технология „Синквейн“ в речевом и познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах

1). Актуальность использования «Синквейна»;

2). Определение понятия «Синквейна»;

3). Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

- Практическая часть:

Совместная работа с педагогами.

- Подведение итогов.

1. Теоретическая часть.

1 слайд.

- Уважаемые коллеги, рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Актуальность.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребёнка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

2 слайд.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «cinq»- «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

3 слайд.

Существует определённый алгоритм написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания. Отвечает на вопросы кто? или что?

Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?

Четвертая строка — это фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно, использование пословицы на заданную тему.

Пятая строка — одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

4 слайд.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребёнок должен обладать определёнными речевыми навыками (какими именно Вы видите на слайде)

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

• владеть анализом, обобщением; понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

• уметь подбирать синонимы;

• научиться правильно понимать вопросы;

• согласовывать слова в предложении;

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

5 слайд.

Могут быть использованы такие варианты работы:

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Например,

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

У нас может получиться следующий рассказ:

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца. Диким животным зимой жить трудно.

6 слайд.

2. Синквейн по прослушанному рассказу;

Т. е. когда рассказ у нас уже прослушан и мы выстраиваем синквейн по наводящим вопросам:

1. Кто живет в лесу?

2. Заяц какой?

3. Что делает заяц?

4. Фраза /отношение к теме (в нашем случае к зайцу)

5. Вывод/суть темы

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна;

В этом варианте мы можем добавить или заменить любое слово. Например:

Заяц (какой)-белый, пушистый и вносим совершенствование- трусливый.

Если мы вносим корректировку в данный синквейн, то к примеру можем заменить слово убегает на слово спасается.

7 слайд.

4. Обратный синквейн или синквейн-загадка, как его называют дети (например, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).

Синквейн можно использовать в заключении организованной образовательной деятельности - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями.

2. Практическая часть.

8 слайд.

- Итак, предлагаю составить совместный синквейн. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

- Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу ёлочку.

Первая строка нашей елочки: Кто? Дети

Вторая строка - два слова определения: Какие?

Третья строка - три слова действия: Что делают?

Четвёртая строка - Фраза со словом дети.

Пятая строка - слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

- Сейчас посмотрим, что же у нас получилось? (составление синквейна педагогами, ответы)

- Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

9 слайд.

Заключение

При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

- Я благодарю вас за нашу совместную работу и надеюсь, что предоставленная вашему вниманию технология составления сиквейнов пригодится вам в работе. Хочу предложить Вам буклет по данной теме.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Кадиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 21:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД