МААМ-картинки

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч

Лариса Тищенко
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч

Цели:

1. Коррекционно – развивающие:

развитие фонематического восприятия;

развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

2. Образовательные:

умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;

расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;

дифференциация звуков и букв Ц, Ч;

упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;

освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;

Публикация «Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч» размещена в разделах

умение ориентироваться в пространстве;

формирование навыков работы по инструкции.

3. Воспитательные:

воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

рабочие тетради;

зеркала;

картинки с изображением птиц;

демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;

таблица с буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед : Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед : Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв) : О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава : [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].

Логопед : Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

Различие [Ч] [Ц]

кончик языка

губы вытянуты

струя воздуха

у верхних альвеол

в трубочку

теплая

у нижних зубов

улыбаются

холодная

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед : Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.

Вот такая буква Ц :

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ч с четверкой спутал чижик

И прочел: «Четыре ижик».

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Логопед : Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед : А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед : Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед : Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж

З И Ь К Л Е

М Н Ё Ы Ц Ъ

К О Л У Ф Я

Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

- Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед : Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед : Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед : Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)

Ножками топочут, (Топают ногами.)

Весело хохочут. ( Произносят: ха-ха-ха.

Логопед : Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед : Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед : Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Большая синица говорит:

Кольцо

Крыльцо

Курица

Яйцо

Птенец

А маленькая синичка говорит:

– колечко

-O-

-O-

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед : Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед : А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

Логопед : Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будите за мной их повторять.

Ца-ца-ца – курица.

Чи-чи-чи – грачи.

Ча-ча-ча – чайка.

Цы-цы-цы – цыпленок.

Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Логопед : Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.

Пименова Т. И. Выговаривать хочу. Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Игра на дифференциацию звуков своими рукамиИгра на дифференциацию звуков своими руками Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - активизация и актуализация словаря; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими рукамиЛогопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими руками Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах "Кочка за кочкой" своими руками Логопедическое пособие «Кочка за кочкой» предназначено.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Логопедическое занятие для средней группы «Весна»Логопедическое занятие для средней группы «Весна» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; Задачи: закрепить навыки.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Тищенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч
Опубликовано: 22 мая 2023 в 11:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД