Папки-передвижки

Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи

Елена Гринина
Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА ИЗОРИТМИКИ НА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация. У дошкольников с проблемами в звукопроизношении наблюдается нарушения в моторной сфере, которые успешно корректируются методом изоритмики. Специально подобранные стихотворения проговариваются ребенком одновременно с рисованием сюжета, помогающим упорядочить усвояемые знания и умения, создавая целостную картину мира.

Публикация «Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи (далее ТНР, арт-терапия, изоритмика, изоритмические упражнения, рисование манной крупой.

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Собирательный термин «нарушения речи» обозначает отклонение от речевой нормы у детей. По мнению специалистов, такие отклонения обусловлены нарушением в психофизиологическом механизме речи. У дошкольников с проблемами в звукопроизношении наблюдается также нарушения в моторной сфере : не способны быстро выполнять двигательные задания в определенной последовательности, наблюдается неточная координация пальцев, кисти руки. Таким образом, у дошкольников, посещающих логопедические группы наблюдаются тесно взаимосвязанные две проблемы – это речевые нарушения и значительное отставание в развитии двигательных навыков. Это обусловлено дисфункцией отделов головного мозга, отвечающих за дифференциацию кинетических ощущений. Следовательно, совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и, как следствие, речевое развитие дошкольника.

Однако, по наблюдениям психологов, при выборе методических методов и приемов коррекционно-воспитательной деятельности в данных группах, отмечалось положительное влияние тех занятий, которые затрагивали эмоциональную сферу ребенка с ТНР. Интересные и увлекательные упражнения и задания способствуют быстрому восприятию и запоминанию образовательного материала.

Арт-терапия – это комплекс методов коррекции и оздоровления дошкольников с ТНР, один из методов которой является изоритмика.

Изоритмика – это игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, сопровождающиеся проговариванием стихотворений в процессе рисования. Рисование связывает речь и детское мышление в единый процесс. Зрительное восприятие обгоняет скорость накопления слов у ребенка, поэтому изоритмика упорядочивает усвояемые знания и умения, создавая целостную картину мира.

В зависимости от возраста детей и их индивидуальных возможностей выбирается педагогом речевой материал и количество строк в стихотворении. Ребенку трудно сразу запомнить четверостишье, простое на первый взгляд, поэтому оно эмоционально повторяется несколько раз. Чтобы не утомлять ребенка и не снижать эмоциональный настрой на упражнение, длительность проведения его небольшая. Лучше вернуться к его повторению в другое время. Для рисования используются разные материалы: карандаши, фломастеры, маркерная доска, палочки на песке, пальчики на манной крупе и другие. Разное и время их проведения: индивидуально в утренние часы, на прогулке, вечером.

Выбираются самые простые предметы для рисования, например, «Елочка» :

Сверху вниз ведем отрезок,

Ставим, ставим точечки.

И от точек влево, вправо

Мы проводим черточки.

Изоритмическое упражнение можно превратить в сказку, рассказ, событие, сюжет: елочка на Новогодний праздник, облако на небе перед дождиком, домик для кошечки и т. д. Вскоре дошкольники сами начинают сочинять короткие стихотворения, развивая не только свою речь, но и литературное творчество.

С помощью пальцев рук для рисования по сухому песку, различных палочек для рисования по мокрому песку дети учатся рисовать различные предметы, при этом сопровождают каждое движение словом. А если рисунок не получился, ребенок может удалить его одним движением руки.

Нетрадиционное рисование манной крупой особенно нравится детям, потому что крупа приятна на ощупь и благотворно влияет на развитие тактильных ощущений, успокаивает и завораживает ребенка.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи»Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи» Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели: • Закрепить согласование.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Консультация для педагогов «Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека» "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев Виднейшие древнегреческие философы.

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица»Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Логопедическое развлечение «Праздник чистой речи»Логопедическое развлечение «Праздник чистой речи» Праздник ЧИСТОЙ РЕЧИ. Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению. Коррекционно-образовательные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 30 августа 2023 в 20:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гринина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД