МААМ-картинки

Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи

Кондратьева Мария Владимировна
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи

В последние десятилетия количество детей с нарушениями речи неизменно растет. В литературе имеется немало исследований, посвященных анализу такого речевого расстройства, как общее недоразвитие речи. Это объясняется тяжестью, частотой возникновения и разнообразием проявления этого речевого дефекта у детей. У таких детей наблюдается :

-значительное отставание в моторном и речевом развитии;

-незрелость эмоциональной сферы;

-мелодико-интонационные расстройства;

-плохая переключаемость;

-низкая работоспособность.

Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Все эти проявления позволяют сделать вывод о необходимости проведения специальных логоритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как ОНР.

Логоритмика- форма своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова, которая является более эффективной и интересной для детей формой работы. Она сочетает исправление нарушения речи, а так же развитие двигательных способностей детей, включая в себя средства логопедии, музыки и физического воспитания.

Развивая двигательную систему, мы развиваем и речь ребенка. В нашем организме все подчинено определенному ритму (работа сердца, легких и пр.) и все окружающее нас тоже живет по законам ритма (смена времен года, дней недели и пр.).

Ритмические движения активизирует деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, а также положительно влияют на речь человека. Чувство ритма помогает ребенку быстрее и легче запоминать стихотворения, запоминать слова песен.

Поэтому, с самого раннего детства необходимо заниматься с ребенком развитием чувства ритма, а доступная для дошкольников форма проведения – ритмические упражнения и игры.

Логоритмика включает в себя :

-подготовительный этап,

-основной этап,

-заключительный этап.

Подготовительный этап подготавливает организм ребенка к основной речевой и моторной нагрузке и включает различные виды упражнений:

-ходьбу спокойного характера под маршевую музыку («Марш», муз. Н. Леви,

-упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением (2В темпе марша», муз. Ф. Надененко).

Основной этап включает в себя следующие виды упражнений:

- упражнения на развитие дыхания («спокойный шаг», муз. Т. Ломовой) :

а) дифференциальное дыхание –«нос-нос», «рот-рот», «рот-нос», «нос-рот», «цветочный магазин», «погреем ручки», «упрямая свеча»;

б) диафрагмальное дыхание (муз. «Веселые утята»- «наклоны», «обними плечи», «насос»«маятник»;

-упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения) :

«О»-движения рук снизу вверх через стороны – «комар»,

«А»-движения рук сверху вниз через стороны-«птицы летят»,

«У»-руки вытягиваются параллель но вперед,

«И»-руки от плеч вытягиваются в разные стороны –«раздвигаем стены»,

«Ы»- рывки назад согнутыми в локтях руками –«раздвигаем деревья».

-голосовые упражнения:

«ма-мо-му-мэ-мы» - пропевание любой ноты с напряжением, кулак правой руки под подбородком;

«М-бом» -откидывание головы назад, «М-пом»-бросание головы на грудь, «М-пом-пэ»- хлопки перед собой и за спиной;

-речевая игра с мячом:

а) «передай мяч»-мн. ч. им. сущ. (куст-кусты,дерево, снег, холод, мороз, снеговик, горка, каток);

б) «верни мяч» - образование ум. -ласкат. Суффикса им. сущ. (шуба-шубка, шапка, варежки, валенки, куртка, свитер,

-речевая игра на внимание, переключаемость, синхронность («белый снег пушистый в воздухе кружится»-руки подняли и покачали,

-общеразвивающие упражнения из положения стоя (для мышц шеи, рук, туловища, ног, из положения сидя и лежа (для мышц рук, живота, спины, ног,

- упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук: «корова-коза», «пальчики здороваются», «нахмурили брови»,

-песня, сопровождаемая жестами, движениями,

-задания на развитие чувства ритма и внимания.

Заключительный этап включает упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.

Логоритмическая работа с детьми с ОНР проводится поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Для развития зрительной и слуховой памяти проводятся игры и упражнения – «запомни и повтори», «делай как я».

Игры с мячом («передай мяч», «верни мяч») способствуют обогащению словарного запаса и развитию грамматически правильно оформленной речи.

Построение детей в шеренгу, колонну, круг способствует лучшей ориентировке в пространстве, лучше усваиваются определения и наречия.

Позднее уделяется большое внимание анализу звуков (гласных, затем согласных, слогов, слов – игры «эхо», «бадминтон».

На заключительном этапе проводится работа по формированию связной речи в играх-хороводах – «белый снег», «голубые облака».

Итак, логопедическая ритмика для детей с ОНР должна включать тренировку двигательных умений с полным усвоением каждого движения и плавным переходом на движение с речью, специальные упражнения со сменой темпа и ритма, на четкое и точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе «движение-речь».

На логоритмике знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную).

Таким образом, логоритмические занятия для детей с ОНР способствуют развитию всех компонентов речи – словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кондратьева Мария Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 17 августа 2023 в 12:36
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД