МААМ-картинки

Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Юлия Федотова
Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Пояснительная записка

Стремительное развитие науки и техники, происходящее в последние десятилетия, привело к глобальным изменениям во всех областях жизни человека, в том числе, в образовательной сфере. Но, не смотря на внедрение современных технологий, хорошее техническое оснащение образовательного процесса, повышение квалификации педагогических работников, с каждым годом увеличивается количество детей, не усваивающих тот образовательный стандарт, который предлагается современной образовательной системой. Соответственно увеличивается количество детей, посещающих не общеобразовательные детские сады и школы, а коррекционные. Эти дети требуют определенного специфического подхода.

Публикация «Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Обучение и развитие таких детей требует особых форм и методов обучения, воспитания и развития. Поэтому целью данной работы было изучение и внедрение в практику такой слабо разработанной, но очень актуальной формы работы с детьми, отстающими в развитии, как сказкотерапия.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом развития эмоционально-личностной сферы ребенка и передаче ему знаний о мире.

При работе с детьми, отстающими в развитии, сказкотерапия привлекательна еще и тем, что она имеет мало ограничений по шкале «нормальное развитие - отклоняющееся развитие».

Кроме того, сказка всегда была и остается самым эффективным средством воздействия на ребенка.

Все эти нюансы учтены в программе, представленной далее. Так как основным содержанием программы являются сказки, она была названа сказкотерапевтической, хотя включает в себя элементы арт-терапии, музыкотерапии, театрализованную деятельность.

Программа разделена на 2 блока:

1 блок – коррекционные сказки 2 блок – школьные сказки

Основной целью первой части программы было:

Коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие речи дошкольника с ЗПР.

Задачи:

1. Формирование способности осознавать свое эмоциональное состояние и управлять им;

2. Развитие способности свободно общаться в различных коммуникативных ситуациях;

3. Активизация и обогащение словарного запаса;

4. Развитие произвольности;

5. Расширение знаний и представлений о мире;

6. Развитие способности расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

Основной целью второй части программы было:

Расширение знаний и представлений о школе, формирование школьной мотивации

Задачи:

1. Расширение знаний и представлений о школе;

2. Формирование положительного отношения к школе

3. Развитие школьной мотивации;

4. Предупреждение школьных страхов

5. Развитие психических функций

6. Развитие коммуникативных навыков и речи

Этапы реализации программы: октябрь – май; 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут (старшая группа, 30 мин (подготовительная группа)

Методы, используемые в процессе занятий

Исходя из поставленных задач, а так же из тех проблем, которые существуют у детей с ЗПР, в программе были использованы следующие методы.

Во-первых, это рассказ. Это основной метод, наряду с упражнениями.

Ведущий сокращенно, но эмоционально и образно передает содержание сказки, разделяя ее на фрагменты. Рассказывая ребенку содержание сказки, необходимо помнить, что дошкольник строит свои речевые высказывания по образцу взрослых. Поэтому речь ведущего должна быть максимально грамотной и правильной. Не стоит также забывать, что у детей с ЗПР развитие речи идет с задержкой, поэтому выстраивать предложения лучше по следующей схеме: «субъект – действие – объект». Обратный порядок слов или пассивная конструкция предложения может быть не понята ребенком. Использование абстрактных понятий лучше свести к минимуму.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития нуждаются в наглядном подкреплении, обязательным является использование наглядных методов. Т. е процесс рассказывания сказки сопровождается показыванием иллюстраций, отражающих сказанное, либо демонстрацией игрушек и действий с ними.

Не менее важными являются практические методы, а именно упражнения. Остановимся на них поподробнее и рассмотрим виды упражнений, используемые в программе:

1. Упражнения для развития произвольного внимания и слуховой памяти. Дети по сигналу ведущего делают определенные виды движений или в соответствии с разными сигналами делают определенное движение.

2. Упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков и речи. Воспроизведение несложных диалогов, ролевые игры

3. Упражнение на развитие мимики и пантомимики. Воспроизведение различных эмоциональных состояний, пантомимические этюды.

4. Упражнения, способствующие снятию эмоционального и телесного напряжения. Релаксация, свободный танец, свободное рисование, прослушивание музыки.

5. Упражнения на развитие зрительного внимания. Увидеть заданный предмет, заметить, что изменилось, найти отличия

6. Упражнения на развитие воображения. Придумывание различных образов, форм, видов.

7. Игры, в процессе которых дети осознают чувства и состояния других.

8. Упражнения на развитие мыслительных операций. Воспроизведение последовательности событий, прогнозирование ситуаций, поведения героев.

Те или иные из перечисленных игр и упражнений встречаются практическим на каждом занятии.

Кроме того, в программе встречаются упражнения:

способствующие осознанию и освоению способов борьбы со страхами; повышающие самооценку; - способствующие развитию самосознания;

развивающие навыки взаимодействия; способствующие формированию ценностных ориентаций.

Организация игрового пространства

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном помещении, достаточно просторном, для комфортного расположения подгруппы детей, состоящей из 5- 6 человек. В помещении отсутствуют столы и стулья, дети занимаются сидя на полу, покрытом ковром. Кроме того, каждый ребенок выбирает себе дополнительно индивидуальный коврик, на котором располагается в свободной позе. Единственным условием является то, что дети сидят в кругу. В этом же кругу сидит с ними взрослый. В процессе повествования сказки дети могут свободно передвигаться, менять место расположения.

В помещении, предназначенном для занятий, должно быть достаточно много игрушек, представляющих тех героев, которых дети встречают в сказках: куклы, различные животные.

Стены помещения оформлены изображениями различных эмоциональных состояний.

Помещение дополнено яркими цветными модулями, которые используются при отработке различных пантомимических этюдов, а также для закрепления представлений о цвете, форме, размере.

Помещение должно быть теплым, так как дети занимаются на полу, однако хорошо проветриваемым и хорошо освещенным.

Желательно, чтобы в комнате были затемняющие шторы и дополнительное освещение, что даст возможность отрабатывать некоторые виды страхов, а также будет стимулировать фантазию детей.

Используемые средства

Средства, необходимые для проведения занятий по сказкотерапии, условно разделены на универсальные, которые могут понадобиться в процессе любого занятия и специфические, которые необходимы для конкретной сказки.

К универсальным средствам относятся:

листы белой бумаги (в некоторых случаях можно использовать исписанную бумагу, цветная бумага; цветные карандаши; (для каждого ребенка свой набор).

К каждой сказке желательно наличие иллюстраций, так как дети дошкольного возраста гораздо лучше воспринимают информацию, если она сопровождается образами, картинками.

Обязательно наличие музыкального сопровождения, т. е. магнитофон с набором кассет.

В процессе занятий используются следующие виды музыки:

1. классическая, специально предназначенная для снятия эмоционального и телесного напряжения: Бах «Кантата № 2», Бетховен «Лунная соната», Дебюсси «Лунный свет», Григ «Утро», Чайковский «Баркоролла»,

2. Звуки природы: шум океана, журчание ручья, пение птиц, шум дождя, раскаты грома

3. «Волшебная» музыка для детей: классические произведения в оранжировке, предназначенной для детского восприятия.

Еще одним необходимым средством для проведения занятий являются различные игрушки: куклы, куклы-бибабо, животные (заяц, медведь, белка, лягушка, утка, еж, жук, обезьяна, змея, волк, гусеница, поросенок). Игрушки должны быть разные по фактуре: мягкие, резиновые, деревянные.

К специфическим средствам, используемым в процессе сказкотерапии, как правило, относятся различные предметы окружающего мира, с которыми ребенок как или иначе знаком. Это: зерна, орехи, скорлупки; ленты, кусочки ткани, газовые платки, нитки, шнурки; искусственные цветы в большом ассортименте, искусственные бабочки; ракушки, камушки, свечки; «волшебная» палочка

Планируемые результаты освоения программы

К концу первого года обучения (старшая группа) ребенок осознает свои базовые эмоции (радость, грусть, злость, интерес, удивление, умеет их называть. Понимает эмоциональное состояние другого человека.

Осознает свои личностные особенности и принимает особенности другого ребенка.

Понимает невербальную составляющую речи.

Умеет контролировать свои первичные побуждения, управлять поведением во время занятия.

Умеет общаться в диалоге со сверстниками, с педагогами. Умеет выражать свои мысли.

Знает базовые методы расслабления, умеет их использовать для снятия напряжения.

К концу второго года обучения (подготовительная группа) ребенок имеет представление о школе, знает основные школьные правила, умеет вести себя на уроке и на перемене.

Знает основные учебные предметы, знает особенности статуса школьника.

Умеет взаимодействовать со сверстниками, понимает ценность педагога, как источника знаний, проявляет познавательный интерес ко взрослому человеку, понимает иерархию взаимоотношений.

Умеет хорошо контролировать свое поведение в течение определенного промежутка времени.

Имеет сформированную мотивацию к обучению в школе.

Литература:

1. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Сост. Г. Н. Лаврова

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Под ред. Е. А. Каралашвили

3. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога»

4. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе,Н. М. Степина «В мире детских эмоций» Пособие для пракимческих работников ДОУ

5. И. С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками»

6. Чернецкая Л. В. «Психологические игры и тренинги в детском саду»

7. Н. В. Клюева, Ю. В Касаткина «Учим детей общению» Популярное пособие для родителей и педагогов

8. И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

9. Г. А. Прохорова «Перспективное планирование работы психолога в ДОУ» Практическое пособие

10. «Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития» Сост. Т. В. Бойко

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Федотова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 28 августа 2020 в 16:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД