Лучший педагог года

Консультация «Задержка психического развития F 83»

Екатерина Уткина
Консультация «Задержка психического развития F 83»

Задержка психического развития F 83.

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. То есть когда отдельные психические функции отстают в своём развитии. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств).

Публикация «Консультация „Задержка психического развития F 83“» размещена в разделах

Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, в настоящее время является устаревшим и заменено понятием «расстройства психологического развития» ( МКБ-10: F80-F89, при этом используются отдельные рубрики.

Причины ЗПР выделяют следующие:

1. Биологические:

• патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, внутриутробная гипоксия плода;

• недоношенность;

• асфиксия и травмы при родах;

• заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

• генетическая обусловленность.

2. Социальные:

• длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

• неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;

• педагогическая запущенность;

• ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития.

Задержка психического развития не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Выделяют два вида ЗПР: медицинский и педагогический.

Медицинская. На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

• Доброкачественное или неспецифическое.

• Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

Педагогическая.

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

• Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно парциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

• В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

• В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

• Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)

• При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО.

• Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер.

• Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

• Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

• Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает.

Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

Внимание.

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на занятиях рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение.

Восприятие.

у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

Память.

Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у сверстников) запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, не умение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная заторможенность под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Мышление.

У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства не развито.

Речь:

• характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов, нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи; смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.

Предлагаемые ниже игры и упражнения направлены не только на развитие психических процессов, но и на развитие усидчивости, самостоятельности. Эти игры вызывают у детей интерес.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекционная работа в школе Коррекционная работа. Направлена на преодоление, ослабление недостаточного психического, физического развития Коррекционная работа:.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Задержка психического развития F 83» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Уткина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Задержка психического развития F 83»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 12:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД