Лучший педагог года

Консультация «Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях»

Галина Смирнова
Консультация «Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях»

Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях.

В задачах музыкального образования детей дошкольного возраста по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой есть также задачи, которые непосредственно связаны с речью детей. Они звучат так:

Публикация «Консультация „Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

- развивать творческое воображение (образное высказывание о музыке);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в образном слове;

- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной).

Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Педагог добивается их решения с учётом развития детей в каждой возрастной группе. Так в 1-й и 2-й младших группах, когда речь детей слабо развита, более активна роль педагога. Он использует словесный и наглядный методы, сам даёт определения характера музыки (по ходу и до её звучания, побуждает детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику. Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова, с помощью слуховой наглядности (звучания музыки, зрительной, тактильных прикосновений (тактильное уподобление характеру музыки, педагог гладит ребёнка 2-3 лет по руке и говорит «нежная музыка» или стучит кулаком по кулачку ребёнка и говорит «сердитая музыка», затем просит ребёнка показать кукле или мишке, какое настроение передаёт музыка. По мере взросления детей активность и самостоятельность детей возрастает.

Но использование словесного метода не сводится к пересказу музыки, он необходим для углубления восприятия. В силу специфики музыки как вида искусства необходимо осознание детьми настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Поэтому ядром беседы о содержании музыки является метод словесного уподобления характеру звучания музыки. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвивым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеёк», «капает дождик», «чирикает птичка», выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие.

Поэтому прежде всего эти оба метода (словесный и метод словесного уподобления характеру звучания музыки) исходят из наглядно- слухового метода (исполнения музыки). Ведь музыка может выражать не только самые различные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает и торжественная скорбь.

Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе детей?

Характеристики «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «весёлая», «радостная» являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычном для дошкольников значениях ( сравним словосочетания: «светлая» бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек и «решительная» музыка и т. д.).

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

Известно, что различного рода сопоставления, сравнения активизируют процесс восприятия (в том числе и музыкального, делая его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Метод контрастного сопоставления обостряет не только слуховое внимание и заинтересовывает детей, но и способствует развитию мыслительной деятельности и развитию речи ребёнка, приучает самостоятельно мыслить, обдумывать ответ на вопрос.

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно также, как и музыкальная интонация.

Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» (О воспитании. – М., 1985. – С. 174).

Применение данной методики в работе с дошкольниками существенно обогащает словарь детей, характеризующий образное содержание музыки, способствует развитию образной и связной речи.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 12:26
+12Карма+ Голосовать

Публикация «Консультация «Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД