Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «STEM образование для дошкольников. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «STEM образование для дошкольников. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Слайд2

Все мы знаем народную мудрость – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и слова Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Дети по природе своей исследователи. Это естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство.

Публикация «Консультация для воспитателей „STEM образование для дошкольников, Модуль „Экспериментирование с живой и неживой природой“» размещена в разделах

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более глубокими и прочными.

Известный дошкольный психолог Н. Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. И что экспериментирование может поспорить с игровой деятельностью за первенство быть ведущим видом деятельности у детей дошкольников.

Слайд3

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка:

-благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память;

- в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы;

- желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь.

- в области экологического воспитания экспериментирование особенно важно, именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем и будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

Дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Слайд 4

Поэтому целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме - опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи модуля :

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

Слайд 5

Модуль подразделяется на три раздела:

1. Изучение неживой природы :

- вода

-воздух

-камни, песок, глина и почва

- магнит (я бы добавила изучение свойств магнита)

2. Изучение живой природы :

- насекомые

-растения

3. Изучение оптических явлений - стекло

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» в части работы с детьми дошкольного возраста представлен методическими рекомендациями автора Ольги Александровны Зыковой.

Слайд 6

Что же может входить в исследовательскую лабораторию?

- Пробирки самых различных размеров

- Воронки различных диаметров

-Пипетки, пинцеты

-Мерные стаканчики

- Весы

- Лупы

- Цветные стекла

-Различные наборы типа «Юный энтомолог», Обсерватория для насекомых, Малая студия жужжания, Горка для муравья, Увеличительная шкатулка, Стол для игр с водой и песком и многое другое.

Слайд7

Несколько слов об уникальной разработке для экспериментирования в д/с – Цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

СОСТАВ ЛАБОРАТОРИИ:

датчик ’Божья коровка’, измеряющий соответствующую теме физическую величину

• набор вспомогательных предметов для измерений

• сопутствующая компьютерная программа

• брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Слайд8

Детская цифровая лаборатория "Наураша в стране Наурандии" состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:

• Температура

• Свет

• Электричество

• Кислотность

• Магнитное поле

• Пульс

• Сила

• Звук

Мультипликационный герой Наураша помогает маленькому исследователю с помощью настоящих датчиков познакомиться с различными явлениями в игровой увлекательной форме.

Способы работы с лабораторией

• Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);

• Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.

• Возможность работы в «свободном режиме» : педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;

• Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;

• Возможность повторить эксперимент.

Слайд9

Пример сцены – «Измерение температуры»

Слайд10

Мастер-класс «Волшебный камень – магнит»

К нам за помощью обратился один сказочный персонаж, а кто именно, вы узнаете, если посмотрите на три картинки.

Папа Карло удивлё н:

Стукнул по полену он –

И сучок стал носом длинным…

Так родился …

(Буратино)

Слайд11

Буратино часть своих монет закопал и забыл где, а часть уронил в пруд. Он просит нас помочь ему их найти.

Мне нужны два помощника.

У меня есть волшебная перчатка, которая нам поможет. Смотрите, что она умеет! Как вы думаете, почему одни предметы она притягивает, а другие – нет?

Слайд12

«Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и незрячий, непременно, найдет иголку в стоге сена.»

Как вы считаете, что такое магнит? Что умеет делать магнит?

Магнит – это кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы.

Как вы думаете, откуда взялся магнит на нашей земле? Кто его создал: человек или природа?

Рассказывание легенды:

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Пастух обнаружил, что к железному наконечнику его пастушьей палки прилипают какие-то черные камни, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх железным наконечником и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Магнас понял, что эти странные камни притягивают только железо. Пастух несколько камней взял, принес домой, показал соседям. От имени этого пастуха и появилось название «магнит».

Опыт1. «Притянет-не притянет»

На столе лежат кучкой разные предметы. Задание: разложить на две группы предметы -которые притянет и не притянет магнит. Как проверить, правильно ли выбраны предметы?

Как вы думаете почему одна монетка примагнитилась, а другая – нет?

Не все металлы притягиваются магнитом. Золото, медь, серебро, латунь – не притягиваются. Примагничиваются только железо, сталь, чугун.

До 2009г. монеты в нашей стране были сделаны из сплава с медью и латунью – они не притягиваются.

А после 2009г. монеты стали изготавливать из чистой стали, поэтому они притягиваются.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.

Опыт2. «Поможем Буратино найти монеты»

Задание: из контейнера с манкой и банки с водой достать все монеты не испачкав и не замочив рук. Как поступить? Как вы думаете, что двигало монеты?

Вывод: магнит действует через сыпучие материалы, стекло и воду. Магнитная сила двигала монеты. Магнитные силы проходят через стекло и воду.

Опыт3. «Цепочка из скрепок»

Подвесим к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Делаем целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле.

Вывод:

Магнитное поле можно создать искусственно и передать обычному железу.

Итак, сегодня мы познакомились со свойствами магнита.

Какими?

1. Магнит притягивает только железные предметы, не все металлы притягиваются магнитом.

2. Магнит действует через сыпучие материалы, стекло и воду.

3. Магнитное поле можно создать искусственно и передать обычному железу.

Прикреплённые файлы:

stem-obrazovanie_vd1bk.pptx | 23949,79 Кб
 
Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Кружок «Юные математики» в рамках парциальной модульной программ «STEM-образование» для подготовительной группыКружок «Юные математики» в рамках парциальной модульной программ «STEM-образование» для подготовительной группы Кружок по математике Подготовительная группа Образовательный модуль является частью парциальной модульной программ «STEM-образование детей.

Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.

STEM образование и робототехника в ДОУ Консультация STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МДОУ «Детский сад № 218», Ярославль Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «STEM образование для дошкольников. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Опубликовано: 17 мая 2022 в 08:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД