Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Савина
Консультация для педагогов «Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Консультация для педагогов

Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей

дошкольного возраста с ЗПР

Власова Т. А. и Певзнер Л. С. под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдромы временного отставания развития психики в целом, или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых, т. е. наблюдается замедление темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма; т. к. ЗПР возникает вследствие временных факторов (минимальная мозговая дисфункция, легкие органические поражения центральной нервной системы, ранняя депривация и другие, то она может иметь обратимый характер.

Публикация «Консультация для педагогов „Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР“» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьева и др., первичным дефектом при ЗПР является замедление темпа познавательных процессов. В связи с этим, основу дефекта речи при ЗПР составляет нарушение семантического смыслового компонента. Данное нарушение обусловлено тесной взаимосвязью между речевым и интеллектуальным развитием человека, что проявляется в ряде особенностей развития ребенка с ЗПР.

Исследователи выделяют следующие особенности нарушения речи при ЗПР :

• Возникновение речи основывается на когнитивном базисе. В исследованиях Пиаже доказано, что сначала символическая функция развивается в рамках сенсомоторного интеллекта. На начальной стадии сенсомоторного интеллекта ребенок усваивает логику действия с непосредственно воспринимаемыми объектами. Затем развивается «концептуальная» логика, т. е. появляется способность мыслить об объектах в виде представлений. Таким образом, возникает семиотическая (символическая) функция (к 2-м годам) и дальнейшее развитие этой функции связано с развитием речи. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта.

• Мышление и речь тесно взаимосвязаны, что проявляется в значении слова. Словесно – логическое мышление оперирует понятиями, которые формируются благодаря речи. При ЗПР наблюдается замедление темпа в развитии речи, в расширении словарного запаса.

• Трудности речевого развития при ЗПР обусловлены также тем, что уже к 2-м годам в норме должно произойти соединение линий в развитии речи и мышления. По словам Выготского Л. С. : «Речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым». Таким образом, при ЗПР отодвигаются возрастные границы соединения линий развития речи и мышления.

• Уровень интеллектуального развития отражается на уровне семантики речи.

• Несформированность мыслительной деятельности, замедление темпа в развитии мыслительных операций приводит к тому, что наблюдаются существенные трудности в усвоении грамматического строя языка, появляются множество аграмматизмов разного уровня.

• В основе развития речи лежит сформированность базисных психических функций (пространственные представления, динамический и статический праксис, сенсорный гнозис, память, внимание и др.) При задержке психического развития их формирование замедленно.

Таким образом, в результате задержки психического развития как вторичное нарушение возникает замедление темпа развития речи, с преимущественным нарушением смыслового компонента.

Специфические особенности нарушения речи при ЗПР :

1. Определяющим в структуре речевого дефекта является семантический компонент.

2. Замедленный темп речевого развития, т. е. качественное отставание в развитии речи от возраста.

3. Наличие комплекса речевых расстройств, что дает возможность говорить о дизартрическом компоненте, а также об алалическом и ринолалическом компоненте.

4. Системное недоразвитие речи, т. е. страдает и лексико –грамматический, и фонетико – фонематический компоненты речи.

5. Нарушения импрессивной речи :

а) недостаточность дифференциации рече-слухового восприятия;

б) нарушение различения смысла отдельных слов;

в) трудности в различении тонких смысловых оттенков речи;

г) сужение значений слов;

д) трудности в понимании фразовой речи и инструкции;

е) трудности в понимании грамматических конструкций.

6. Нарушения экспрессивной речи :

а) разнообразные нарушения звукопроизношения;

б) недостаточная сформированность фонематического слуха;

в) бедность словарного запаса;

г) морфологический, словообразовательный и синтаксический аграмматизм;

д) трудности в развитии связной речи;

е) недостаточность речевой регуляции действий;

ж) трудности вербализации действий;

з) несформированность планирующей функции речи;

и) речевая инактивность.

7. Нарушения письменной речи.

И. А. Симонова выделила следующие особенности речевого недоразвития детей 8 -10 лет с задержкой психического развития. (Автор выделяет особенности речи в двух клинических группах детей с ЗПР по классификации Певзнер) :

1 группа – дети с неосложненным инфантилизмом. Наблюдается незрелость эмоционально – волевой сферы, уровень речевого развития соответствует более раннему возрасту. Для них характерно:

Задержка речевого развития (1-е слова к 1,5 – 2 годам, фразы к 3-м годам);

Нарушение звукопроизношения носит акустико – фонематический характер, что связано с нарушениями фонематического слуха;

• Смешение звонких и глухих согласных;

• Неточно различают понятия звук – слог – буква;

• Несформированы сложный фонематический и слоговой анализ и синтез;

• Речь непроизвольна, импульсивна, неосознанная речевая активность, часто многословность.

2 группа – дети с осложненным инфантилизмом в результате церебрастенических состояний различного генеза. Для них характерно нарушение замедления темпа развития эмоционально – волевой и познавательной сфер. Особенности речи:

Задержка речевого развития более грубого характера (1-е слова к 2-2,5 годам);

• Многочисленные нарушения звукопроизношения полиморфного характера;

• Смешение глухих и звонких, твердых и мягких звуков и, характерные для них, расщепления аффрикат;

• Сложности в дифференциации понятий звук – слог – буква;

• Несформирован звуко – слоговой анализ и синтез;

• Сужение словаря, который носит бытовой характер;

Аграмматизмы;

• Связная речь значительно нарушена. Особые трудности в передаче временных, причинно – следственных связей и логичности построения высказывания.

По сравнению с нормой, дети с задержкой психического развития делают гораздо больше ошибок при воспроизведении меньшего объема речевого высказывания, используя ограниченный набор синтаксических конструкций (простые предложения, частыми ошибками являются нарушения порядка слов в предложении («Девочка книгу убрала»). Грамматическое оформление предложений характеризуется большим количеством аграмматизмов.

Обобщая изложенное, мы можем сделать вывод о том, что у нормально развивающихся детей и у их сверстников с задержкой психического развития различны зоны актуального и ближайшего развития. У детей с задержкой психического развития необходимо специально формировать знания для изучения грамматических тем.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Савина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 15:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД