Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе с детьми с задержкой психического развития по развитию речи «Путешествие по хвойному лесу»

Светлана Юрьевна Акимова
Конспект занятия в старшей группе с детьми с задержкой психического развития по развитию речи «Путешествие по хвойному лесу»

Цель: способствовать формированию экологической культуры, развития природоохранной и экологической деятельности.

Задачи:

ОО «Речевое развитие»:

- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

- употреблять существительные в форме родительного падежа во множественном числе;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-согласовывать прилагательные с существительными;

-упражнять в практическом применении согласования предлога -от- с существительными в форме родительного падежа единственного и множественного числа,

- упражнять в составлении предложения с однородными существительными;

Публикация «Конспект занятия в старшей группе с детьми с задержкой психического развития по развитию речи „Путешествие по хвойному лесу“» размещена в разделах

- развивать память, мыслительные процессы, навыки сравнения.

ОО «Познавательное развитие»:

- закреплять представления о хвойных деревьях: сосне, ели, расширять кругозор детей;

- способствовать расширению и углублению экологических знаний.

- развивать умение анализировать, сравнивать, принимать простую инструкцию, удерживать ее в памяти и действовать в соответствии с ней.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать любознательность, интерес к объектам живой и неживой природы; умение слушать друг друга.

ОО «Физическое развитие»:

- развивать слуховое внимание, общую моторику;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать воображение и творческую активность;

-воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувство эмпатии к объектам природы.

Оборудование: конверт с письмом, 4 конверта с заданиями, 4 указателя тропинок, мяч, искусственные ель и сосна; знак-мнемосхема «Береги лес»; трафареты ели, сосны на каждого ребенка, цветные карандаши, магнитная доска, магниты, сундучок с конфетами.

Предварительная работа: рассматривание картинок ели и сосны, ельника, соснового бора, фотоальбома «Хвойные деревья»; целевая прогулка в сквер Менделеева, экскурсия в парк 40 лет ВЛКСМ; чтение «Птичья ёлка», Андерсен Г. Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», сказка «История одной Елочки», беседа «Что мы знаем о сосне и ели»; составление сравнительного рассказа «Ель и сосна»; Д/и «От какой ветки детки» ; д/и «Собери дерево»; массаж рук с использованием еловых и сосновых шишек.

Ход занятия

Логопед :Ребята, сегодня мы отправимся с вами в хвойный лес, посмотрим как живется нашим друзьям : Старичку-Лесовичку, сосне и ели.

Стук в дверь. Почтальон принес письмо.

Логопед :Ребята, для вас письмо. (Педагог вскрывает письмо, читает)

«Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Ко мне сорока прилетела и рассказала, что вы идете ко мне в гости. Я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания. Эти задания вы увидите в конвертах на лесной тропинке. Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания. В конце прогулки вас ждет сюрприз. Ваш старичок-Лесовичок»

Логопед приглашает в лес.

А пока мы идем в лес давайте посчитаем ели и сосны. Дети идут по кругу.

1. Игра «Посчитай до пяти»(с мячом)

Логопед называет слова и словосочетания, дети согласуют с числительными.

Дети:Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…

Одна ёлка…

Один сосновый бор…

Один ельник….

2. Ребята, посмотрите, а вот и первая тропинка «Отгадайка» и первый конверт с заданием.

На лесной опушке,

Около избушки,

Выросли подружки –

Шишки на макушке,

Короткие иголки

Зелены и колки.

(Ель)

-В лесу у ели есть подружка, отгадайте, кто она?

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке.

(Сосна).

Логопед :Посмотрите, а вот и наши красавицы. Где же здесь ель, а где сосна (дети показывают на искусственные деревья, объясняют их различие.

Логопед :В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений. Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная. В Ульяновской области сосна меловая встречается исключительно в Правобережье на Приволжской возвышенности. Массовые вырубки и выпас скота на склонах привели к тому, что она находится на стадии исчезновения. В настоящее время это отдельно стоящие деревья. Она занесена в Красную книгу Ульяновской области. Дорогие ребята! Хвойный лес – это наше богатство и его надо беречь. Посмотрите, здесь висит знак «Береги лес» с правилами. (Мнемосхема со словом «беречь»)

Давайте эти правила разгадаем:

Дети: Беречь от огня, беречь от топора, беречь от мусора, беречь от злых людей.

Логопед: А теперь давайте составим одно большое правило для всех людей.

Дети: (Хвойный лес нужно беречь от огня, топора, мусора, злых людей)

Логопед:Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету! Кто представляет главную опасность для наших елей и сосен (Человек)

Логопед: Давайте сравним дерево и человека.

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

4. А вот и вторая тропинка «Говорилочка» и второй конверт с заданием.

А написано в конверте вот что: Сосна и ель выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору. Но каждый раз под новый год уменьшается в моем хозяйстве количество этих ценных деревьев. А мне хочется, чтобы этих деревьев было много.

Поиграем в игру «Один-много»

У меня одна ель, а у тебя… (у меня много елей)

У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)

У меня одна ветка, а у тебя….

У меня одна шишка, а у тебя…

Логопед: Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

5. Вот и третья тропинка «Превращалочка» и третий конверт с заданием.

Подвижная игра — образ «Дерево»

Дети слушают рассказ логопеда и выполняют движения.

Логопед :Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись).

На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (Дети встают на носочки, тянутся вверх).

Затем оно подросло, окрепло (Дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны).

На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (Дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад).

Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево (Делают рубящие

движения руками).

Дереву больно. Оно плачет, страдает (Дети мимикой изображают страдание,

плач дерева).

А другой пришел и развел костер. (Дети показывают, как дереву плохо, жарко).

Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю (Дети мимикой и движениями показывают).

6. Четвертая тропинка «Раскрасочка». А в письме задание: Ребята, помогите увеличить наш лес, раскрасив предложенные трафареты ели и сосны. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте деревья, но прежде скажите:

- Какой ствол у ели?

Дети: темный, шершавый, прямой

- Какой ствол у сосны?

Дети: прямой и высокий, золотистый

-Какие хвоинки у ели?

Дети: Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные, одиночные, темные.

- Какие хвоинки у сосны?

Дети: Длинные, мягкие, зелёные, колючие, ароматные, парные, светлые

7. Итог. А теперь возвращаемся в нашу группу. (логопед вывешивает

раскрашенные рисунки на доску)

Логопед : Ребята, посмотрите, сколько прекрасных деревьев у нас появилось. Настоящий хвойный лес. Давайте вспомним, где мы сегодня были, как можем беречь лес? Какие правила должны всегда выполнять?

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что старичку- Лесовичку было приятно услышать много красивых слов о хвойных красавицах, было приятно увидеть какой красивый хвойный лес у нас с вами получился, поэтому он приготовил для вас сюрприз - конфеты в виде елочек и маленькое послание-задание для вас.

Посади сосну

Посади сосну —

вместе встретите весну,

Вместе зиму зимовать,

Вместе лето обживать,

А как осень — день рожденья

Вместе будете справлять.

Вместе с кленом, елкой, вязом

Посади их вместе разом.

Будет дружная семейка,

Будет тень, в тени — скамейка.

Путник сядет, отдохнет,

Добрым словом помянет

Неизвестного кого-то,

У кого о всех забота:

Как давно, наверно, жил.

Здесь сосенку посадил.

Елку, дуб и липу с вязом –

Всю семью деревьев сразу.

Птичий дом, приют людской,

Свежий воздух и покой! М. Садовский

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Арктику» Цели: Уточнять и расширять знания детей об Арктике, о животном мире Крайнего Севера: внешнем виде, повадках, питании, приспособленности.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группеКонспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группе Конспект интегрированного занятия с детьми средней логопедической группы по связной речи «Волшебное путешествие» по сказке В. Сутеева «Под.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу» в старшей группе Программные задачи: -Упражнять и закреплять представления детей об имениях, происходящих в природе весной. -Закрепить приметы весны, названия.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «В весеннем лесу» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе с детьми с задержкой психического развития по развитию речи «Путешествие по хвойному лесу»
Опубликовано: 8 января 2023 в 20:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД