Получи документы

Конспект занятия «Соль-волшебница»

ЕЛЕНА КОЩЕНЕЦ
Конспект занятия «Соль-волшебница»

Конспект занятия

Подготовила и провела

воспитатель: Кощенец Е. П.

по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Соль – волшебница

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать

представления детей о соли и ее свойствах, через

исследовательскую деятельность.

Задачи:

Уточнить знания детей о свойствах соли;

продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение);

развивать навыки экспериментирования;

Публикация «Конспект занятия „Соль-волшебница“» размещена в разделах

воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Интеграция разных видов деятельности: беседы о свойствах соли, чтение сказок о соли, отгадывание загадок о соли, рассматривание иллюстраций соляных пещер, добычи соли, разнообразной техники для добычи соли в шахтах; наблюдения в уголке природы за посадкой лука, установление причинно-следственных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; проведение опытов с солью и водой, опытов в посадке лука в землю и землю с солью; чтение художественной литературы о соли; отгадывание загадок о соли, изготовление поделок из соленого теста, рисование солью.

Материалы и оборудование: лупы, стаканчики с солью, блюдца, - различные виды соли (каменная, морская; крупная и мелкая, презентация о соли, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, стаканы и ложки, влажные и сухие салфетки, большая ложка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель: Все расселись по местам?

Никому не тесно?

Будет интересно!

Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила на свой сайт электронное письмо. На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Нам с вами необходимо угадать это вещество с помощью загадки:

1. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (Соль).

2. В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль).

Правильно вы догадались – это соль.

Ребята, а знаете ли вы сказки про соль?

Мы с вами познакомились с румынской сказкой «Соль в кушанье», с русской народной сказкой «Соль».

Существует много пословиц и поговорок:

1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

2. Без соли, без хлеба — худа беседа.

3. Соли не жалей, так и есть веселей.

4. Пуд соли вместе съесть.

5. Подавая соль смейся, не то поссоришься

6. И старая кобыла до соли лакома.

На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю и на рабов. Из-за нее устраивали войны.

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.

К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – «соль рассыпал – к ссоре».

В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях русских городов: Соликамск, Усолье Сибирское и т. п.

В настоящее время соляная шахта освещается электричеством, и в ней светло, как днем. Здесь, в этом сказочном подземном царстве, всюду работают машины. Все технические процессы механизированы. Добытые куски соли погружают на вагонетки электропоездов или на конвейер и доставляют к механическим соляным мельницам, которые тут же под землей размельчают соль. Готовую соль подают к подземной клети, а на поверхности ее ссыпают из клети прямо в товарные вагоны.

На Урале и Донбассе большие месторождения каменной соли. Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами.

Когда-то на том месте, где была соль, находилось соленое озеро, все, что попадало в него, покрывалось корочкой соли. Соли было так много, что она оседала на дне морей. Потом озеро высохло или море отступило, а оставшуюся соль засыпало со временем землей и песком., над ней образовались другие горные породы. Соль под их тяжестью все время уплотнялась и стала твердой и тяжелой, как камень, потому ее назвали каменной солью.

Соль важный для жизни человека минерал. И не только потому, что она нужна для химической промышленности. Самое главное - без соли человеческий организм не может развиваться, и человек заболевает.

Наша планета очень богата соляными месторождениями.

Как вы думаете, для чего используют соль?

Соль применяют для приготовления и сохранения пищи;

поливают ею дороги, чтобы не было гололеда;

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные камни.

Как думаете, для чего их используют? Эта соль нужна для подкормки

животных. Они очень любят ее облизывать и называют ее соль-лизунец.

Соль необходима для жизни человека. Дефицит соли может привести к истощению человека, так как пища будет плохо перевариваться.

С помощью соли люди лечат различные заболевания.

Но и много употреблять соли нельзя. Это приведет к задержке жидкости в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отеками.

Сегодня мы с вами представим, что мы в лаборатории.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

• близко не подносить предметы к глазам,

• без надобности ничего не брать в рот,

• строго соблюдать инструкции воспитателя.

Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, какая она по цвету? (белая)

Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая соль на вкус? (соленая)

Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа? (кристаллы)

Возьмите ложку, наберите соли и пересыпьте ее в стакан. Что вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

Какой вывод можно сделать о соли, какая она?

• белая

• соленая

• сыпучая

• не имеет запаха

У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте

немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)

Куда же делась вода? (Она впиталась)

Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.

А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?

(растворилась)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Если налить немного воды – то соль впитает воду, а если много воды – то соль растворится.

Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В сильно соленой воде практически невозможно утонуть. Хотите проверить?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого мы возьмем с вами 2 сырых яйца и 2 стакана. В одном стакане

пресная вода, в другом – соленая. Давайте мы попробуем определить, в каком стакане соленая вода?

Берем сырое яйцо и опускаем в первый стакан с водой. Что произошло? (оно утонуло)

Затем второе яйцо опускаем во второй стакан с водой. Что можно сказать про это яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности).

Как вы думаете, в каком стакане соленая вода? (конечно в том, где яйцо осталось плавать на поверхности.)

Подводим итог:

– Скажите, что нового и интересного вы узнали о соли?

Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.

- Какие свойства имеет соль?

Растворяется в воде, соленая вода удерживает предметы на поверхности.

Соль помогает сделать пищу вкуснее. Еще помогает сохранить продукты, для консервирования.

Соль применяют для оздоровления: делают ингаляции, промывают нос и горло, принимают ванны. А также соль нужна нам, она отвечает за работу мышц и для пищеварения.

Но в больших количествах соль вредна для нас. Она задерживает жидкость в организме, затрудняет работу сердца и почек. От этого люди страдают головными болями и отеками.

Ребята давайте сделаем на память о сегодняшнем занятии «Радугу из соли».

Нам понадобится соль, цветные мелки, прозрачная емкость, воронки.

Насыпаем 2-3 чайных ложки мелкой соли на цветной лист бумаги. Берем мелок, начинаем раскатывать его по соли, слегка надавливая. Соль становится цветной. Высыпаем в прозрачную емкость. Делаем слоями. Получается радуга.

Мы много интересного узнали о соли и можем так сказать: «Соль – это удивительное вещество»).

Воспитатель: Мне понравилось, как вы работали. Большое вам спасибо.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группе «Волшебница Вода» экспериментирование в старшей группе Цель: Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ:.

Фотоотчет о реализации проекта «Волшебница соль» в старшей группеФотоотчет о реализации проекта «Волшебница соль» в старшей группе .

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Тема: «Природа в музыке» Лексическая тема: «Зима» Цель: Создать.

Конспект показательного занятия «Вода-волшебница»Конспект показательного занятия «Вода-волшебница» Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды приёмами опытов: прозрачная, бесцветная,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка-волшебница»Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка-волшебница» Тип занятия: Сюжетное, познавательное. Цель: закрепить знания детей о свойствах воды: мокрая, прозрачная, течет, холодная; познакомить с.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группе Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: содействовать.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Ход занятия: На окошке находим.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Соль-волшебница» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОЩЕНЕЦ на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Соль-волшебница»
Опубликовано: 9 августа 2023 в 20:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД