Получи документы

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе

Ирина Муравьёва
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе

Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш.

Задачи:

a) подготовить артикуляционный аппарат к постанове звуков Л, Р;

b) закрепить правильное произношение звуков С,Ш изолированно, в прямых слогах и слогах со стечением согласной Т, в тексте;

c) развивать грамматический строй речи (согласование имён прилагательных и существительных по родам, согласование имён прилагательных и существительных с числительными);

d) учить выбирать предмет по описанию;

Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе» размещена в разделах

e) учить выделять в тексте на слух слова со звуками С, Ш;

f) развивать память, внимание;

g) учить работать в группе.

Ход занятия

I. Приветствие гостей.

II. Артикуляционная гимнастика:

Мы продолжаем с вами учиться правильно произносить звуки, а для этого нам нужно тренировать наш язычок как спортсмена, сделать его сильным и послушным. Что для этого нужно делать каждый день? (Гимнастику)

a. «чистим зубки»,

b. «чашечка»,

c. «киска сердится»,

d. «болтушка»,

e. «барабан»,

f. «пулемёт»,

g. «лошадка» (с ходьбой, быстро, медленно – грибок, сдуть кончик языка, «дразнилка»,

h. «рупор-трубочка-заборчик»,

i. «Самолёт».

III. Дифференциация С, Ш изолированно.

- Изобразите как свистит чайник. (с-с-с-с)

- Как злится кошка. (ш-ш-ш-ш)

- Вот такими буквами обозначаются эти звуки. (показать карточки с буквами) Какая из этих букв обозначает звук С, а какая Ш.

IV. Рассматривание артикуляционной позы.

- Когда вы произносите этот звук (С,что при этом делают губы (раскрываются в улыбке, зубы (заборчиком с небольшой щелью, кончик языка (кончик языка внизу). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (холодная, направлена вниз).

- А когда вы проиносили этот звук (Ш,какие при этом были губы (круглые, зубы (заборчиком с небольшой щелью, язык (кончик языка вверху). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (тёплая, направлена вверх).

- Запомнили, как правильно нужно произносить звуки?

V. Дифференциация звуков в слогах.

- Игра «Запомни, повтори». Следите за правильным произношением звуков.

1 ученик: са-со-су-сы, ша-шо-шу-ши.

2 ученик: со-су-сы-са, шо-шу-ши-ша.

3 ученик: су-сы-са-со, шу-ши-ша-шо.

4 ученик: сы-са-со-су, ши-ша-шо-шу.

Аналогично: ста-сто-сту-сты шта-што-шту-шты

сто-сту-сты-ста што-шту-шты-шта

сту-сты-ста-сто шту-шты-шта-што

сты-ста-сто-сту шты-шта-што-шту

Ста – ста – шта

Ста – шта–шта

Ста – шта – ста

Шта – шта – ста

Шта – ста – ста

Шта – ста – шта

Нуждающимся – помощь рукой (вверх – Ш, вниз – С).

VI. Дифференциация звуков в словах.

–Ребята, я недавно прочитала объявление. Маленькая девочка потеряла своих домашних питомцев кошку Машку и кота Степана. В своём объявлении она просит помочь их найти. Девочка была сильно расстроена и поэтому она перепутала слова, описывая животных. Помогите сделать правильное описание.

На экране надписи кошка Машка и котёнок Степашка в программе СМАРТ.

- Прочитайте, что здесь написано. Почему слова Машка и Степашка написаны с большой буквы? (Клички животных)

Разложите слова в два столбика: какие слова подходят кошке Машке, а какие котёнку Степашке? Предварительно прочитать слово вслух, правильно произнося звуки С, Ш. (пушистый, пушистая, смешной, смешная, шустрый, шустрая, большой, большая, белая, рыжий).

Группа ребят работает самостоятельно.

В это время индивидуально отрабатывается чтение слогов (прямых, обратных, с буквами С, Ш).

Проверка задания:

- Про кого говорят пушистый, про Степашку или про Машку? А про Машку скажем… (пушистая)

Аналогично все слова.

VII. Поиск предмета по описанию.

- Ребята, а какие слова относятся к внешнему виду Степашку и Машки? (Пушистая (-ый, большая (-ой, белая, рыжий).

- Запомните эти слова.

- На улице я встретила много кошек и котов. Вот их фотографии.

Давайте посмотрим внимательно, есть ли среди них Степашка. Как он выглядит?

А есть ли здесь кошка Машка. Как её описывает девочка? Какая у Машки шерсть? (пушистая)

- Давайте сосчитаем сколько здесь пушистых кошек. продолжите счёт до десяти.

- Что ещё нам известно про Машку….

VIII. Дифференциация С, Ш в тексте.

- Ребята, в каком стихотворении нам встречалась такая кошка, большая и пушистая?

(Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.)

Можно предложить детям подсказывать друг другу с помощью жестов.

- В каких словах вы произносили звуки С иШ, а в каких только Ш?

IX. Составление рассказа-описания про своего домашнего питомца.

- У кого-нибудь из вас есть дома домашний питомец? Расскажите нам, пожалуйста, какой он, как выглядит?

X. Работа со словами-паронимами.

- Из чего кошка лакает молоко? (миска)

- Замените в слове МИСКА звук С на Ш. Какое слово получилось?

Составьте с этим словом предложение. Можно в МИШКУ молоко налить?

- Как звали кошку, которую мы искали? Замените в слове Машка звук Ш на С. Какое слово получится? Была кошка Машка, а стала Маскарадная маска. А ведь всего один звук в слове поменяли.

- Кошка хорошо слышит потому что у неё чуткие … замените в этом слове С на Ш. Что получится? Составьте с этим словом предложение. Про кошку.

- Мы любим кошек потому что они помогают нам избавиться от … Кого ловит кошка?

- В слове МЫШЬ замените звук Ш на С. Что получится? Вы знаете, что такое МЫС?

- Это часть берега, выступающая в море или реку. Вот как он выглядит. (Слайд). Представляете, ловила кошка мышку, а поймала вот такой берег.

- Теперь вы понимаете, как важно произносить звуки в словах правильно?

XI. Повторение пройденного.

- У меня в пакете лежит любимая игрушка всех кошек. Я вам её не покажу. Я про неё загадку загадаю. отгадаете, узнаете что это такое.

Со мною раз шалунья кошка

Решила поиграть немножко.

По комнате меня катала,

На мне все нитки размотала.

- Что это?

- Давайте и мы поиграем клубком. Вспомните слова со звуками С, Ш, которые мы сегодня проговаривали. Назовите одно слово, оставьте нитку в своей руке, и передайте клубок следующему.

- У нас получилась замечательная паутина.

XII. Итог занятия.

- Когда мы произносим звук С, как открывались губы?

- А когда Ш?

- Как располагаются зубы, когда мы произносим звук С?

- Ш?

- Где кончик языка? С, Ш.

- Какая струя воздуха при произнесении звука С? Ш?

- Вы запомнили как правильно произносить звуки С,Ш?

- Ребята, кто из вас может про себя сказать такую фразу:

- Я уже хорошо могу произносить звуки С и Ш.

- Мне пока трудно произносить звуки С и Ш.

- Я всегда произношу звуки С, Ш правильно и могу помочь другу.

- На этом наше занятие заканчивается. Попрощайтесь с гостями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

«Идем на день рождения». Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Д’] Ход занятия: 1. Поздоровались. Тихо сели девочки, мальчики. 2. Какой первый звук в словах: ДОМ, ДЫМ, ДАЧА ДИВАН, ДЕТИ, ДЯДЯ 3. Сообщение темы.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[з] в слогах, словах, предложениях Цель: Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях. Задачи занятия: • Учить находить местоположение звуков (с - з) при.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] — [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

«Ежик». Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’] Коррекционно – развивающие задачи: 1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Р-Р' в речи. 2. Дифференциация звуков по признаку.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.

Конспект занятия по дифференциации звуков [л]-[л’] в самостоятельной речи детей «На помощь Золушке» Тема: дифференциация звуков Л – ЛЬ в самостоятельной речи детей. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - автоматизация навыков правильного.

Конспект занятия по дифференциации гласных звуков [А], [О], [У], [И] «Путешествие в осенний лес» Тема: Гласные звуки А-О-У-И Игровой сюжет: «Путешествие в осенний лес». Цель: Закрепление умения дифференцировать гласные звуки А-О-У-И.

План-конспект занятия по дифференциации звуков [р] и [р’] в словах Тема: дифференциация звуков [ р ] и [ р'] в словах. Задачи: различение звуков [ р ] и [ р’] в словах, закрепление правильной артикуляции.

Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа) Развитие речи. Тема: звуковая культура речи; звуки ш-ж; дифференциация звуков: ж-ш. Старшая группа. Программное содержание: закрепить.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Муравьёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 11:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД