Лучший педагог года

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»

Татьяна Шамова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе.

Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна

Тема: «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Цель: Создание условий для закрепления навыка различения звуков «Ш», «Ж».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ш], [Ж]“» размещена в разделах

коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ Ш-Ж], закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж] и [Ш];установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;тренировать детей в произношении слогов, слов, фраз, предложений со звуками «с», «ш»; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь;

коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; внимание, мышление; речевое дыхание, плавность и силу выдоха; развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью; стимулировать детей к речевым высказываниям;воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и слышать.

Оборудование:зеркала, Нюша, Ёжик, картинки со звуками «Ж», «Ш», схемы домов, мяч, игра «Подарочки», фишки с колокольчиками, разрезные азбуки, фишки, письмо, смайлики, медальки.

Ход.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Молодцы.

2. Загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же. (Нюша)

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же. (Ёжик)

(Появляются картинки Нюша и Ёжик).

- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

3. Пальчиковая гимнастика (су-джок).

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в словах : Нюша, шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, почему (потому что в её имени есть звук [Ш]). Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в словах : Ёжик, жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, почему (потому что в его имени есть звук [Ж]). Поэтому Ёжик будет искать именно его.

2. Артикуляция звуков «Ш»-«Ж».

- Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся. Давайте возьмем зеркала и покажем, как нужно правильно произносить эти звуки.

Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из языка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит.

3. Характеристика звуков «Ш», «Ж».

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки (Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

- Дайте характеристику звука [Ж] (согласный, твёрдый, звонкий).

- Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой).

- В чем сходства этих звуков? (артикуляцией).

4. Дидактическая игра «Колокольчики».

(Дети садятся за столы).

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат две карточки (колокольчик зачеркнутый и не зачёркнутый). Что они обозначают? (звонкость и глухость). Предложите, в какую игру можно поиграть с этими колокольчиками. (Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с зачеркнутым колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком).

Ша, жа, шо, жо, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

5. Определение нужного звука и позиции данного звука в слове.

Нюша и Ёжик зовут вас на помощь. Они нашли полянку.

-Что вы видите? (картинки).

-Что можно сделать с этими картинками? (найти картинки со звуками «Ш», «Ж»; найти место звука в словах).

-Как нам лучше поступить в данной ситуации? (разделиться на 2 команды). Правильно, одна команда будет искать картинки для Нюши, а другая – для Ёжика. Для каждой команды приготовлены домики – схемы для определения позиции звука в слове.

(Дети делятся на 2 группы, выбирают нужные картинки, ставят их в нужное окошко в домике).

6. Дидактическая игра «Подари картинку».

- А теперь подарите картинки Нюше и Ёжику, положив их в подарочные коробки.

7. Игра с мячом «Поменяй один звук»

Шар … жар

шарить … жарить

Шить …. жить

шалость …. жалость

Шаль ….жаль

шутка …. жутко

Шест …. Жест

Луша … лужа

Саша … сажа

8. «Собери слово».

На столах лежат картинки, по первым звукам которых нужно собрать слово.

Шапка, арбуз, редиска, игрушки, кот. (шарик)

Носки, осы, жук, игрушки, кот. (ножик)

-Выложите свои слова из букв разрезной азбуки и сделайте схемы этих слов. А теперь запишите свои слова на доске и обозначьте нужным цветом.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л - Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л - Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» .

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]»Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄]» Программное содержание: Учить детей составлять слова из слогов-слияний. Продолжать учить определять и называть количество слогов в словах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

План-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразахПлан-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразах Этап: Дифференциация звуков в словах, фразах Цель: Учить различать звуки [ с ] и [ ш ] на слух, в произношении; Развивать сложные формы.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Шамова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»
Опубликовано: 27 октября 2016 в 07:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД