Лучший педагог года

Конспект урока русского языка для детей с умственной отсталостью «Имя прилагательное»

дзукаева
Конспект урока русского языка для детей с умственной отсталостью «Имя прилагательное»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)ПО ТЕМЕ "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ".

Учитель: Дзукаева Светлана Юрьевна

Цели урока :

Обучающие: познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных; углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Публикация «Конспект урока русского языка для детей с умственной отсталостью „Имя прилагательное“» размещена в разделах

Коррекционно– развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных; развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка; воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое оснащение и оборудование урока :

• иллюстрации животных;

• Красная книга РФ;

• набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”, словарные слова;

• ТСО (релаксационная музыка, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);

• карточки для индивидуальной работы;

• памятки для учащихся “Имя прилагательное”;

• рабочие тетради.

План урока.

1. Организационный момент урока.

2. Сообщение темы урока.

3. Массаж пальчиков рук.

4. Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.

5. Объяснение нового материала.

6. Физкультминутка для глаз.

7. Закрепление темы урока.

8. Физкультминутка.

9. Закрепление темы урока (продолжение).

10. Контроль и закрепление новых знаний.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока, рефлексия.

Ход урока.

Презентация. Слайд 1–3.

1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).

Слайд 4–5.

2. Сообщение темы урока.

Учитель.

– Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни,

Мы для сердца – живая отрада,

Украшенье родимой земли.

– Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Тихо и чудно в лесу вековом,

Сосны с прямым красноватым стволом

Высятся точно колонны, рядами,

И в вышине меж густыми ветвями

Синее небо лазурью сквозит,

Луч шаловливый украдкой скользит,

Веет прохладой в лесу тишина.

Слайд 6.

3 Орфографическая разминка.

Учитель.

А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурную сосал.

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь – лесной … (Медведь.)

2. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лисица.)

3. По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Заяц.)

4. И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы

Филины и (Совы.)

– Какое из этих слов не является словарным? Почему?

Слайд 12–13.

4. Объяснение нового материала.

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Учитель.

– Рассмотрите сову.

– Сова какая птица? (Крупная.)

– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)

– Какой клюв? (Загнутый.)

– Какие у неё глаза? (Большие.)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)

– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы.)

– Задайте вопросы к этим словам.

Слайд 14–15

Учитель.

– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются прилагательными.

А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)

Учитель об имени прилагательном :

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 17.

5. Физкультминутка для глаз.

Слайд 18–21.

6. Закрепление темы урока.

Учитель.

– Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.

Карточка – памятка.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Задание 1.

– Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные.

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства. Она занесена в Красную книгу.

Слова – вопросы подсказки:

– Сова птица какая?

– Лапы какие?

– Клюв какой?

– Глаза какие?

– Оперение какое?

– Организм сов приспособлен к какой охоте?

Слайд 22–23.

7. Физкультминутка.

У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)

А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)

Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)

А за ним и заинька (прыжки)

Мы зверяток провожаем (марш)

И урок наш продолжаем.

Слайд 24–25.

8. Закрепление темы урока (продолжение).

Учитель.

– Ребята! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из – за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.

Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.

А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

Слайд 26.

Учитель.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

Учитель.

– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.

Игра “Запомни словечко”.

Ёжик – колючий,

Медведь – косолапый,

Лисичка – хитрая,

Белка – пушиста,

Волк – серый,

Лось – большой (через 1–2 минуты вторые слова стираются.)

– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.

Устно задайте вопросы к прилагательным.

Как мы называем слова, которые вы дописывали сами?

Что они обозначают? (Признак предмета.)

– А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.

Задание 3.

Учитель.

– Прочитайте предложение, найдите ошибки.

На красивой лесной полянке растут красивые незабудки и красивые колокольчики.

Слова для справок: живописной, милые, миловидные.

Задание: замените повторяющиеся слова (имена прилагательные) подходящими по смыслу прилагательными.

Правильная запись предложения:

На живописной лесной полянке растут красивые незабудки и милые колокольчики.

Учитель.

– Почему не использовали слово “миловидный”? (Это качество человека.)

– Молодцы, ребята! Вы хорошо подумали и справились с заданием. Теперь вы знаете, что нельзя допускать повторов одних и тех же слов в предложении.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

10. Контроль и закрепление новых знаний.

Учитель.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

Задание 4.

Тренировочное упражнение.

I уровень.

Вставить подходящее по смыслу прилагательное.

Сова охотится на (каких…мышей (полевых, серых, больших).

По лесу бродит (какой…волк (серый, голодный, добрый).

У лося (какие…рога (ветвистые, круглые, большие).

II уровень.

Подобрать подходящее по смыслу прилагательные.

Сорока (какая)

Лиса (какая…

Сова– (какая…

Мышка – (какая… Животные – (какие…

III уровень.

Составить предложение со словом “прекрасный”.

Слайд 28.

11. Домашнее задание в рабочей тетради.

Слайд 29.

12. Итог урока, рефлексация.

Учитель

– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?

– Что вы знаете о прилагательном?

– Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?

Приведите свои примеры имён прилагательных.

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали Руслан, Даниил, Абдулгамид.

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?

– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.

Слайд 30.

– Не срывать цветы.

– Не ломать деревья.

– Не ловить бабочек.

– Не убивать животных.

Учитель.

– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,

Я поймал жука – и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока русского языка для детей с умственной отсталостью «Имя прилагательное» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем дзукаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока русского языка для детей с умственной отсталостью «Имя прилагательное»
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 17:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД