Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» для детей с ОВЗ в старшей группе

Алла Сазанова
Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» для детей с ОВЗ в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи

«Домашние животные»

для детей с ОВЗ в старшей группе

Подготовила воспитатель:

Сазанова Алла Владимировна

Образовательная область: Познание коррекционно-развивающая

Интеграция образовательных областей:

- Коммуникация

- Социализация

- Психическое развитие

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Домашние животные“ для детей с ОВЗ в старшей группе» размещена в разделах

- Моторное развитие

Тип: интегрированное

Возраст детей : 5-6 лет

Формы непосредственной образовательной деятельности:

Беседа, дидактическая игра,

экспериментирование, наблюдение, игровое упражнение, рассматривание слайдов,

Формы организации: подгруппа.

Цель: формирование у детей умения пересказывать текст из 5-7 простых предложений со зрительной опорой на пиктограммы.

Задачи:

Образовательные:

o закреплять у детей умение составлять простые предложения с опорой на пиктограммы,

o активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные»,

o учить пересказывать текст из 5-7 простых предложений со зрительной опорой на пиктограммы.

Коррекционные:

o формировать у детей грамматическую компетенцию при согласовании слова в простом предложении,

o корректировать и развивать психические процессы (внимание, память, мышление, творческое воображение,

o развивать пространственную ориентацию,

o развивать моторные функции (общую, мелкую, артикуляционную моторику).

Развивающие :

o развивать у детей умение согласовывать слова в предложении,

o развивать познавательную активность, творческое воображение,

o активизировать речь детей.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения и навыки в процессе деятельности между детьми и педагогом.

Предварительная работа с детьми: знакомство с пиктограммами в процессе индивидуальной деятельности, рассматривание сюжетных картин по теме «Домашние животные», разучивание ритмических движений для динамической паузы.

Оборудование и материалы:

а) Демонстрационный материал:

o мольберты (2 шт., магниты,

o игрушка «Пес Бобик»,

o предметные картинки (кот, собака, корова, лошадь,

o сюжетные картинки: «Кот ловит мышку», «Собака сторожит дом», «Лошадь возит телегу», «Корова дает молоко». «Домашние животные»,

o карточки с пиктограммами: домашние животные, кошка, собака, корова, лошадь, мышка, дом, телега, молоко, сторожить, давать, ловить, везти.

б) Раздаточный материал:

o персиковые косточки для самомассажа,

o карточки с пиктограммами, цветные конверты

- красный конверт – пиктограммы: кошка, мышка, ловить,

- зеленый конверт – пиктограммы: собака, дом, сторожить,

- желтый конверт – пиктограммы: корова, молоко, давать,

- зеленый конверт – пиктограммы: лошадь, телега, везти.

o по три бусины красного, зеленого, желтого и синего цветов на общей тарелочке, подставка для нанизывания.

в) ТСО:

o ноутбук,

o аудиозаписи

o массажные мячи для самомассажа

- «Человек собаке друг» - для сюрпризного момента.

- «Песенка друзей» (муз. М. Л. Старокадомского, стихи С. В. Михалкова) - для динамической паузы,

o электронная книга с диктофоном.

Ход НОД

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Перед началом занятия дети получают массажные мячи «Су-Джок», выполняя самомассаж ладоней и пальцев рук. Дети кладут мячи в коробку и останавливаются перед стульчиками.

Звучит музыка. Воспитатель достаёт и одевает на руку игрушку «пёс Бобик».

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел необычный гость. Это пес Бобик.

Бобик: Здравствуйте ребята.

Дети здороваются с Бобиком.

Я шёл мимо детского сада, решил зайти и поиграть с вами. У меня даже картинки есть, только я не знаю, что на них нарисовано.

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем.

Воспитатель достает из конверта карточки с пиктограммами «кошка», «собака», «лошадь», «корова» и раздает детям. Дети садятся на стульчики.

II. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои картинки, назовите, кто на них изображен и найдите подходящую картинку на мольберте.

1-й ребенок: У меня кошка.

2-й ребенок: У меня собака.

3-й ребенок: У меня корова.

4-й ребенок: У меня лошадь.

Дети по очереди выходят к мольберту и прикрепляют карточку с пиктограммой к соответствующей предметной картинке.

Воспитатель выставляет на доску пиктограмму «домашние животные».

Воспитатель: Ребята, как назвать кота, собаку, корову и лошадь одним словом (вместе?

Дети: Домашние животные.

Пё с Бобик: Я понял. Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные!

Воспитатель Давайте повторим предложение еще раз, чтобы Бобик запомнил. Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные.

Дети повторяют предложение хором, а потом каждый по очереди.

Пё с Бобик: А зачем нужны домашние животные?

Дети: Домашние животные помогают человеку.

Воспитатель выкладывает на доске схему предложения из пиктограмм.

Пё с Бобик: А как они помогают?

Логопед: Мы тебе сейчас расскажем.

Воспитатель выставляет на второй мольберт сюжетную картинку «Кошка ловит мышку». У детей на столе карточки с пиктограммами.

Воспитатель: Кто нарисован на картинке?

Дети: Кошка, мышка.

Воспитатель: Что делает кошка?

Дети: Ловит.

Воспитатель: Кого ловит кошка?

Дети: Мышку.

Воспитатель: Какое предложение мы составим по этой картинке?

Дети: Кошка ловит мышку.

Воспитатель: Какое первое слово в предложении?

Дети: Кошка.

Воспитатель: У кого подходящая карточка?

Ребенок 1: У меня.

Ребенок выходит к мольберту, ставит карточку на мольберт.

Воспитатель: Какое второе слово в предложении?

Дети: Ловит.

Ребенок 2: У меня.

Ребенок выходит к мольберту, ставит карточку на мольберт.

Воспитатель: Какое третье слово в предложении?

Дети: Мышку.

Ребенок 3: У меня.

Ребенок выходит к мольберту, ставит карточку на мольберт.

Карточки выставляются на мольберте слева направо.

Воспитатель: Посмотрите, какая схема у нас получилась. Кристина, выйди к мольберту, посмотри на схему и произнеси предложение полностью.

Ребенок: Кошка ловит мышку.

Таким же образом работа проводится по сюжетным картинам «Собака сторожит дом», «Корова дает молоко», «Лошадь возит телегу».

Пё с Бобик: Я тоже хочу сказать предложение.

Мышка ловит кошку.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, Бобик что-то напутал. Кто найдет ошибку и исправит ее?

Дети: Мышка не ловит кошку. Кошка ловит мышку.

Пё с Бобик: Ладно, я скажу другое предложение. Дом сторожит собаку.

Воспитатель: Бобик, ты опять ошибся! Ребята, кто может исправить ошибку?

Дети: Дом не сторожит собаку. Собака сторожит дом.

Пё с Бобик: Тогда я скажу такое предложение: Молоко дает корову.

Воспитатель: Бобик, ты опять все напутал. Ребята, как нужно сказать правильно?

Дети: Молоко не дает корову. Корова дает молоко.

Пё с Бобик: Я хочу попробовать еще раз. Телега возит лошадь.

Воспитатель: Ну вот, ты опять ошибся! Ребята, помогите Бобику.

Дети: Телега не возит лошадь. Лошадь возит телегу.

Пё с Бобик: Я понял, чтобы правильно говорить, нужно много заниматься. А сейчас давайте немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Звучит «Песенка друзей». Дети встают в круг. Выполняются упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождаемые движениями рук.

Упражнения:

«Заборчик» - «Дудочка» - «Окошко» - 4 раза.

Движения рук: руки вытянуть в стороны («заборчик»); руки вытянуть перед собой, ладони направлены друг к другу («дудочка»); руки вытянуть вверх и в стороны («окошко»).

«Месим тесто» - «Блинчик» - 4 раза.

Движения рук: руки опустить вниз, ладонями ударять по бедрам («месим тесто»); руки вытянуть перед собой ладонями вверх («блинчик»).

«Часики» - 8 раз.

Движения рук: руки вытянуть перед собой, кисти поворачивать в одноименную сторону с языком (влево - вправо).

«Качели» - 8 раз.

Движения рук: руки вытянуть перед собой, кисти поворачивать в одноименную сторону с языком (вверх - вниз).

«Лошадка фыркает».

Движения рук: руки опустить, кисти «встряхнуть».

«Лошадка» - 8 раз.

Движения рук: 1) руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулак, кулаки прижать к плечам (язык «приклеить» к небу); 2) руки вытянуть вперед, пальцы разжать (язык «оторвать» от неба).

Дети идут по кругу маршеобразно, останавливаются возле стульчиков.

Делают несколько раз глубокий вдох и выдох.

Пё с Бобик: Посмотрите, у меня есть еще конверты с карточками. Давайте посмотрим, что там.

Воспитатель раздает детям цветные конверты, в которых находятся карточки с пиктограммами.

Воспитатель: Ребята, у вас есть карточки, из которых можно выложить схему предложения. А мы с Бобиком посмотрим, кто быстрее справится с заданием.

Дети выкладывают схемы предложений.

Пё с Бобик: Как здорово у вас получилось! Только мне опять ничего не понятно.

Воспитатель: Сейчас ребята тебе расскажут, какие предложения у них получились. Чтобы было интереснее, мы будем нанизывать бусинку для каждого слова. Будьте внимательны, берите бусы такого цвета, какого цвета у вас конверт.

Дети произносят предложения и одновременно нанизывают бусины на стойку. Одна бусина соответствует одному слову.

1-й ребенок: Кошка ловит мышку.

2-й ребенок: Собака сторожит дом.

3-й ребенок: Корова дает молоко.

4-й ребенок: Лошадь возит телегу.

Б) Открытие новых знаний.

Пё с Бобик: Ребята, мне пора отправляться домой. Вы столько интересного рассказали. Мне бы хотелось поделиться этим со своими друзьями. Но, боюсь, я опять все перепутаю.

Воспитатель: Не переживай! У нас есть волшебная книга, которая умеет хранить знания. Мы с ребятами поделимся своими знаниями.

Воспитатель составляет рассказ по схеме из пиктограмм, которая находится на мольберте.

Кошка, собака, корова, лошадь – домашние животные. Домашние животные помогают человеку. Кошка ловит мышку. Собака сторожит дом. Корова дает молоко. Лошадь возит телегу.

Дети по очереди пересказывают рассказ со зрительной опорой на пиктограммы. Воспитатель записывает рассказы детей на диктофон.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Воспитатель: Ну вот, Бобик, ребята записали свои рассказы для тебя и твоих друзей. Ты можешь взять эту книгу с собой.

А ребята тебе напомнят, что мы делали сегодня на занятии, в какие игры играли и чему научились.

Дети: Называли картинки, отвечали на вопросы, составляли предложения, составляли схемы предложения, исправляли ошибки Бобика, делали зарядку для язычка, делали массаж для рук, записывали рассказ для Бобика, нанизывали бусинки и т. д.

Пё с Бобик: Спасибо за подарок. Я тоже хочу вам что-то оставить на память.

Бобик раздает детям шоколадные медали.

До свиданья, ребята.

Дети прощаются с Бобиком, уходят в группу.

Список используемой литературы:

1. Баряева Л. Б., Логинова Л. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – м. : Дрофа, 2007.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. : ГНОМ и Д, 2011.

3. Пирогова Г. Н. Хочу говорить. Гласные звуки: рабочая тетрадь. – Самара: Современные образовательные технологии; М. : ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Публикации по теме:

Интерактивное пособие по развитию речи «Домашние животные» по картинкам из МAAM для детей 5–7 летИнтерактивное пособие по развитию речи «Домашние животные» по картинкам из МAAM для детей 5–7 лет Доброе время суток дорогие коллеги и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию интерактивное пособие по развитию речи для детей старшего.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, ознакомление детей о жизни домашних и диких животных. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные» Цель: Обобщение и систематизация знаний о домашних животных и их особенностях. Задачи: Образовательные: - уточнить представление детей о.

Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группы Цель: создание условий для развитие связной речи. Образовательные задачи: повторить названия домашних животных и их детенышей; учить составлять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: - учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; - упражнять в интонационном произношении речи.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши»Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши»Цель занятия: Учить детей различать.

Занятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группеЗанятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группе Цель: систематизация и обобщение имеющихся представлений о домашних животных Задачи: развитие устной диалогической речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» для детей с ОВЗ в старшей группе
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 14:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» для детей с ОВЗ в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алла Сазанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД