Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Аметова Эсма
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Тема : «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».

Образовательные задачи:

• закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;

• продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, Тема: „Звуки [с], [с’], Буква „С“» размещена в разделах

• продолжать закреплять навыки звукового анализа;

• познакомить с буквой «С»;

• уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;

• учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

Развивающие задачи:

• развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;

• побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;

• воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью;

• воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Оборудование:

Игрушка хомячок, демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», альбомные листы; простые и цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Приветствие:

(Дети в кругу)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Вопросы:

• Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

• Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

• С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(А, О, У).

• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

• Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

• С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

• Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки?

(Синим).

Игра.

Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам?

Давайте вспомним, какие звуки они означают?

Прикрепите синий или красный кружочек под буквой, в зависимости от того гласный это или со-гласный.

Молодцы! Солнышко очень довольно.

Анализ слова (СОЛНЫШКО, ЛЕС, СЫР, ОСА) (фишки)

• сколько звуков в слове?

• сколько гласных?

• сколько согласных?

• какой первый звук?

• сколько слогов в слове?

Речевая зарядка.

В. : Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими зву-ками и буквой мы сегодня познакомимся.

Догадались? (Ответы детей).

2. Основная часть. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

В поле зёрнышек за щёки

Два мешка набил толстяк.

В путь отправился далёкий

С этой ношею. (Хомяк).

Сообщение темы НОД. Верно, это хомячок по имени Сервер. Он просит вас помочь ему узнать но-вый звук и новую букву. А какую вы мне сейчас должны будете сказать.

Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком они

Загадки

1. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

2. У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.

Если кто-то хочет есть,

На него придется сесть (Стул)

Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?

Дети: звук С

Новый материал.

В. : Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Фонематическая зарядка.

В. : Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).

Артикуляция звука.

В. : Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

В. : Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

Значит звук [с] – согласный, глухой.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

(Синим).

Давайте разучим скороговорку.

Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко – на подсолнушки.

В. : Хомячок Сервер предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С» :

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Утро осенью - осеннее утро

Сок из апельсина - апельсиновый сок

День весной - весенний день

Сок из ананаса - ананасовый сок

Листья сосны - сосновые листья

Сок из сливы - сливовый сок

Листья осины - осиновые листья

Суп из фасоли - фасолевый суп

Погода осенью - осенняя погода

Игра «Скажи наоборот».

Употребление антонимов.

кислый - сладкий

низко - высоко

трусливый - смелый

медленно - быстро

веселый - грустный

дружить - ссориться

пасмурный - ясный

Физминутка.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

В. : На что похожа буква С? (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе.

Дифференциация звуков :

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса.

Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо.

Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу.

Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы.

Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас.

Ос-ос-ос - на палубе матрос.

Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус.

Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс.

Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

В. : Ребята, Хомячок Сервер хочет к другим деткам ещё заглянуть на занятия, ему пора уходить. Что же ему подарить на память. А давайте нарисуем букву С.

Итог.

Ребята, вы справились со всеми заданиями.

Хомячок Сервер ушел, а что нового вы узнали сегодня?

С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый или мягкий.)

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Молодцы!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Аметова Эсма на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Опубликовано: 21 января 2023 в 20:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД