МААМ-картинки

Кинезиологические упражнения в работе музыкальных руководителей с детьми ОВЗ

Елена Володина
Кинезиологические упражнения в работе музыкальных руководителей с детьми ОВЗ

Кинезиологические упражнения в работе музыкальных руководителей с детьми ОВЗ.

С каждым годом детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше.

Врачи и ученые расходятся во мнениях о том, с чем может быть связано увеличение нарушений развития, – называются десятки причин от стрессов до плохой экологической обстановки.

Публикация «Кинезиологические упражнения в работе музыкальных руководителей с детьми ОВЗ» размещена в разделах

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:

• Слуха

• Зрения

• Речи

• Опорно-двигательного аппарата

• Задержкой психического развития

• Интеллекта

• Эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

• Множественными нарушениями развития

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Не всегда ребенок с ОВЗ имеет статус инвалид.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, плаксивости, неуверенность в своих силах, рассеянное внимание, отсутствие интереса к обучению, ограниченный объем памяти, низкая работоспособность, ребенок с ОВЗ быстро устает, у него низкая игровая активность, игры cкудные, сюжеты однотипные, неразвитость крупной и мелкой моторики. В ряде случаев наблюдается сильная возбудимость, агрессивное поведение.

Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, имеют небольшой словарный запас, не умеют строить связные высказывания.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится всё больше. Дефекты речи всё серьёзнее. Определённую роль в их возникновении играют мозговые дисфункции.

Доказано, что кинезиологические упражнения существенно повышают результаты коррекционной работы. Стимулируя работу мозга, мы можем активизировать речь, улучшить её понимание, развить память, внимание, повысить стрессоустойчивость, повысить интеллектуальные способности в целом.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше либо не принимали участия, либо были недостаточно задействованы в учении и в решении поставленных задач.

Кинезиологические игры можно использовать, как систему упражнений, сопровождаемая музыкой и пением. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей дошкольников: активизирует умственные способности, нормализует психику. Соединение кинезиологических упражнений с музыкой усиливает эффект и даёт потрясающий результат.

Кинезиологические упражнения проходят в игровой форме, доставляют детям удовольствие и радость. Дети воспринимают их как игру.

Наиболее эффективное воздействие эти упражнения оказывают на развитие: речи, эмоциональной отзывчивости, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкального мышления, координации движений.

Для результативной работы необходимо соблюдать следующие условия:

1. Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

2. Упражнения выполняются от простого к сложному;

3. От детей требуется точное выполнение упражнения;

4. Могут проводиться сидя, стоя;

5. Упражнения проводятся в любой последовательности;

6. Можно брать отдельные элементы упражнений;

7. Чем интенсивнее нагрузка, тем более значительными будут результаты.

Виды кинезиологических упражнений :

- Растяжки и двигательные упражнения;

- Пальчиковые упражнения;

- Упражнения на релаксацию;

- Дыхательные упражнения;

- Телесные упражнения;

- Глазодвигательные упражнения;

- Кинезиологические песенки-распевки.

Музыкальные занятия можно начинать кинезиологической песенки –распевки. Доброе утро, Трямди песенка и др.

Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятиях, подготавливают голосовой аппарат к пению: улучшают состояние дыхательных путей и развивают голос, звуковысотный слух, а следовательно – речь. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями.

Глазодвигательные упражнения.

У детей с нарушением речи сужены поля зрительного восприятия, чтобы их расширить, нужна гимнастика для глаз. Её можно выполнять под спокойную музыку. Она направлена на улучшение и сохранение зрения. При выполнении гимнастики можно использовать предмет или игрушку, которые демонстрируются на уровне глаз детей и служат ориентиром для выполнения

движения глаз.

Игровой массаж и самомассаж.

Массаж снимает мышечные спазмы и нормализует тонус мышц. Можно использовать мячик с шипами и чередовать с поглаживанием, постукиванием по ножкам, спинке все упражнения делаются под музыку. Т. к. массаж и музыка прекрасно сочетаются, что позволяет создать благоприятный эмоциональный фон.

Дыхательная гимнастика –это комплекс упражнений направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма.

Упражнения выполняются в игровой форме, что вызывает у детей положительные эмоции. Можно выполнять: играя на детских духовых инструментах; дуть на привязанные к ниточке разноцветные фигурки (снежинки, листочки и т. д.).

Двигательные упражнения и растяжки.

Тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Во время выполнения движений под музыку, дети учатся ориентироваться на музыку, как на особый сигнал к действию, у них развивается общая моторика, координация движений, коммуникативные способности, развивается речь, т. к множественные пересечения срединной линии тела синхронизируют работу правого и левого полушария. Эти упражнения благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями.

Пальчиковые игры.

Важное место, особенно с детьми с нарушением речи занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов.

Пальчиковые игры воспитывают речевую и музыкальную двигательную активность. Упражнения с младшими дошкольниками выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой рукой и одновременно обеими руками. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и слух. Упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания. В отличие от малышей, для которых используются упражнения только с симметричными движениями старшим дошкольникам предлагаю, одновременные разнотипные движения рук. Можно также пропевать пальчиковые игры. Тогда яркая весёлая музыка развивает слух, вокальные и ритмические навыки, создаёт благоприятную атмосферу.

Таким образом, кинезиологические упражнения существенно помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, речь, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Брейн — ринг для музыкальных руководителейБрейн — ринг для музыкальных руководителей Образованность музыкального руководителя как залог успешной работы Я уже писала о том, что вместе со своей коллегой из другого детского.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителейФотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей в Калининграде 27-28 марта в Калининграде прошёл авторский семинар-практикум.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения в работе музыкальных руководителей с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 марта 2024 в 19:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД