Папки-передвижки

Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР

Щепетнова Ксения
Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР

Знаки повсюду, главное уметь их видеть…

Я работаю воспитателем в группе для детей с задержкой психического развития. Мои воспитанники особенные. На первый план выступает несформированность познавательной деятельности, их мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Большинство из них плохо говорят, некоторые с трудом понимают обращенную речь, им сложно общаться со сверстниками и взрослыми.

Как известно, в рамках реализации ФГОС, инициатива в деятельности должна исходить от ребенка. Но дети моей группы имеют сложности и в самовыражении.

Публикация «Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР» размещена в разделах

Как же научить таких детей анализировать, сравнивать, обобщать, а также выражать свои потребности и желания.

Методом проб и ошибок я пришла к осознанию следующего. Так как мыслительные операции у моих воспитанников решаются с преобладающей ролью наглядных средств, то целесообразнее всего использовать для их развития знаково-символическую технологию, которая помогает активизировать познавательную деятельность детей в образовательной, игровой и совместной с педагогом деятельности. Именно эта технология оказалась для меня настоящей педагогической находкой.

Использование знаково-символических средств в обучении детей помогает наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать материал в доступном виде.

Такими средствами при обучении детей с ЗПР являются опорные схемы - таблицы, чертежи, рисунки. Они представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, действия.

Ребенок строит свой ответ, пользуясь схемой, читает ее, работает с ней.

Мои воспитанники чувствуют себя уверенными, исчезает скованность, страх перед ответом, уменьшается нагрузка на память, они усваивают материал осмысленно. Схема становится алгоритмом рассуждения и осознанием причинно-следственных связей.

Со мной согласны и психологи, которые говорят о том, что работа с символами способствует развитию у детей с ограниченными возможностями высших психических функций, облегчает работу в освоении программы, облегчает развитие навыков самообслуживания, социально-коммуникативных умений.

СИМВОЛИЗАЦИЯ - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого - нибудь понятия, чего - нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)

Символы моно использовать во всех видах деятельности и в разных его проявлениях:

• Формирование культурно-гигиенических навыков, самообслуживан - .

• Физическое развитие – пикторгаммы, алгоритмы, символы.

• Социально-коммуникативное развитие - моделирование, пиктограммы.

• Познавательное развитие – символы, схемы, кодирование, ментальные карты (майндмеппинг, интеллектуальные карты, инфоргафика.

• Конструктивная деятельность.

• Речевое развитие – мнемотаблицы.

• Художественно – эстетическое развитие - ироритай, алгоритмы, символика в росписях, аллегории.

Структура работы имеет три блока:

- замещение (использование заместителей вместо реальных предметов и ориентирование на знаки и символы);

- кодирование и схематизация (воспроизведение и использование знаково - символических средств для ориентировки в реальности);

- моделирование (исследование схемы и знаково - символических средств с целью получения новой информации).

Я выстроила следующую систему работы. В средней группе осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их, как первые единицы образного познания, ребенок начинает использовать как символы. Основная форма организации на этом этапе - это наблюдение и экспериментирование.

В старшей группе умственные способности развиваются путем усвоения действий с наглядными символами. Здесь решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. Появляются различные формы символизации - графические модели, планы. Постепенно используемые в работе средства расширяются, детализируются. Дети учатся сами подбирать модели для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям (плохое настроение - дождь; дружба - рукопожатие).

Одной и форм организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.

В подготовительной к школе группе переходим к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение их в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу.

Таким образом, знаково-символические методы упрощают и облегчают процесс изучения материала для детей с ЗПР и потому имеют веское основание для применения их во всех видах деятельности, как при изучении нового материала, так и на этапах закрепления и обобщения.

В заключении хотелось бы сказать, что мне очень важно помочь детям занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Библиотека изображений:

Публикация Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Щепетнова Ксения на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР
Опубликовано: 19 января 2023 в 21:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД