Лучший педагог года

Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников

Ксения Пыхонина
Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников

Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников

ТРИЗ — ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

В современном мире существуют такие проблемы речевого развития у дошкольников : монологическая речь плохо развита; небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для развития речи педагоги используют в образовательном процессе ТРИЗ-технологию. Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :

• снимается чувство скованности,

• преодолевается застенчивость,

развивается воображение, речевая и общая инициатива,

• повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Дидактические игры и упражнения

«Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Круги Луллия

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Дидактическое пособие «Домик»

«Веселый паровозик»

Это дидактическое пособие является многофункциональным и может использоваться в различных вариантах, в зависимости от образовательных целей.

Цели игры:

1. Учить самостоятельно выстраивать линию развития объектов во времени.

2. Учить распределять объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

3. Учить описывать объект по признаку, закреплять значение названий признаков.

Круги Луллия

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать два круга

«Где живет?»

Цель –учить определять места обитания объектов; развитие активного и пассивного словаря

Задание: перед тобой лежат два круга с изображением животных и их места обитания, сделай так, чтобы каждое животное оказалось в своем домике.

«Кому что нужно?»

Цель – упражнять в поиске предметов, необходимых для работы людям определенных профессий

Задание: перед тобой лежат два круга с изображением людей разных профессий и орудий их труда, распредели их так, чтобы человеку каждой профессии достались свои инструменты.

«Мамы и их детеныши»

Цель – учить соотносить взрослое животное с его детенышем; развивать познавательную активность, логическое мышление, словарный запас

Задание: ребенок рассматривает на двух кругах картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, называет их. Затем вращает нижний круг, находит маму детеныша и называет их.

Цель - выявление у объекта положительных и отрицательных сторон, расширение словарного запаса, развивать умение анализировать объект с разных сторон. (рис. 5)

Задание: - Посмотри, машина - это хорошо. Почему? (потому что она перевозит грузы, людей, ездит по дороге). Машина - это плохо. Почему? (потому что может случиться авария, сбить людей).

- Посмотри, кошка - это хорошо. Почему? (потому что она белая, усатая, любит молоко, ее можно погладить). Кошка - это плохо. Почему? (потому что она может кого-нибудь поцарапать, укусить).

- Посмотрите, зима - это хорошо. Почему? (потому что можно с горки кататься, лепить снежки, снеговиков, потому что Новый год). Зима - это плохо. Почему? (потому что холодно, можно замерзнуть, нельзя купаться).

Цель - упражнять в умении находить объекты по определенному признаку; закреплять умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса. (рис. 6).

Задание: В окошке двери расположена карточка с изображением признака, дети должны выбрать из общего количества карточек с объектами только те, которые обладают данным признаком, и положить по одному объекту на каждое окошко.

Итог: Дети умеют составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Развивается способность ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_he939.ppt | 4507,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:

Публикация Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ксения Пыхонина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 27 сентября 2023 в 11:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД