Папки-передвижки

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников

Ольга Холоднюк
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников

Цель:

Познакомить педагогов с инновационной технологией «Синквейн» с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией синквейн.

Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Публикация «Использование технологии „синквейн“ в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Придумала синквейн американская поэтесса Аделаида Крэпси. Существуют определенные правила написания синквейна. Алгоритм синквейна для детей, похож на ёлочку. Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн. Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Для дошкольников чёткого соблюдения правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Условные обозначения слов для составления синквейна :

Слово – живой предмет (кто)

Слово – неживой предмет (что)

Слово – определение (какая? какой? какое)

Слово – действие (что делает)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слов)

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните основные правила его составления.

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

5 строчка – одно слово – вывод, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке. Обычно - существительное.

Составление синквейна «Апельсин»

Апельсин

Круглый, оранжевый

Растёт, висит, зреет

Я люблю апельсины

Фрукт.

Синквейн можно составлять по прочитанному произведению Корнею Чуковскому «Айболит»

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Заяц.

Белый, пушистый.

Прячется, боится, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес.

Я вам предлагаю составить синквейн про отдых.

Отдых.

Активный, спортивный.

Заряжает, закаляет, тренирует.

Долгая прогулка на свежем воздухе.

Поход.

Эффективность и значимость технологии синквейн :

- во-первых, его простота. Синквейн могут составить все;

- во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;

- в-третьих, синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

В нашей беседе хотела сказать,

Что значит «Синквейн», как его применять?

В методике правило пяти строк,

И знать их желательно нам на зубок.

Вот в первой строке лишь слово одно:

О чем хочешь ты рассказать нам давно.

Вторая строка – прилагательных два

И сложного нет ничего здесь пока

А в третьей строке – глагола лишь три,

Подумав, ты быстренько их назови.

В четвертой и фразу попробуй сказать.

И справившись с этим, иди к строчке пять.

Подводим итог в строке номер пять

Синонимом первой она должна стать.

«Синквейн» - это просто, с детьми поиграйте.

И речь детишек в игре развивайте.

Прекрасная работа. Вы все молодцы.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:

Публикация Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Холоднюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 14:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД