Лучший педагог года

Использование сенсорной интеграции в коррекции речи у детей с ЗПР

Эльвира Куликова
Использование сенсорной интеграции в коррекции речи у детей с ЗПР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Дети с самого рождения развиваются и созревают исключительно при условии стабильной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Большое количество информации от органов чувств поступает в наш мозг ежесекундно. Мозгу следует организовать ее, отобрать 10 наиболее важные, необходимые и отклонить бесполезные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов.

Публикация «Использование сенсорной интеграции в коррекции речи у детей с ЗПР» размещена в разделах

За последние десятилетия повысилось число детей, имеющих различные речевые патологии. Необходимо в свою очередь отметить, что увеличилось не только количество патологий, но и тяжесть клинических проявлений (Н. В. Нищева, О. С. Орлова и др.)

Одним из факторов проблем речевого развития выявляют нарушения, связанные с изменением сенсорной информации. Согласно учению П. К. Анохина, вся информация, которая поступает от органов чувств, слуха, зрения, обоняния, осязания, чувства движения (вестибулярной системы, чувства положения тела (проприорецепции) посылается единовременно сигналами в головной мозг. Там она редактируется, организуется и используется в различных и всевозможных областях коры головного мозга. Такой действие носит название сенсорной интеграции. При недостаточной сформированности нервных связей ассоциативной коры, сенсорная интеграция, будет, несомненно, недостаточно эффективной. Мозг не может получить в полном объёме информацию и дать соответствующий ответ. Это значительным образом может отразиться на развитии речи и стать причиной тяжелых речевых нарушений.

В общей сложности для детей с тяжелыми нарушениями речи отличительной особенностью является нарушение формирования всех сторон речи – лексической, морфологической, синтаксической, фонематической и речевого поведения в целом.

Это может проявляться в речевом расстройстве; нарушении концентрации внимания; замедленном темпе усвоения понятий; нарушении словесно-логического мышления; недостаточности сенсорного (зрительного и слухового) восприятия, разумеется, что делает невозможным целостное восприятия слова в его графическом и акустическом образе; трудности усвоения последовательности артикуляционных движений (кинетическая апраксия) для воспроизведения слога, слова, предложения; отсутствии или недостаточности программы высказывания из - за несформированности планирующей функции речи; неполноценности состояния звуковых образов слов по причине недостаточной сформированности процессов фонематических представлений, и фонематического анализа и синтеза.

Очевидно, что такое количество особенностей речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, бесспорно, требует целенаправленного, разностороннего коррекционного подхода.

И, как правило, ортодоксально, организация коррекционных логопедических занятий для детей с ТНР приводит к проведению индивидуальных и групповых занятий с логопедом и освоение полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Так как работа по предотвращению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует упорства и активного включения ребёнка в коррекционный процесс, результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и выявлена познавательным интересом ребенка. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития способствуют не только осуществить задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными, но и позволяют не заучивать речь механически, а содействует её спонтанному развитию, как у детей с нормативным речевым развитием. Развитие чувственных образов не просто вызывает способность чисто технически адаптировать речь, но и конечно сопровождать ее жестами, мимикой, различными эмоциональными реакциями, в том числе использовать предикативную сторону речи.

Существенно, что обучение ребенка с использованием элементов сенсорной интеграции осуществляется в рамках ведущего для ребенка вида деятельности – игре. Которая в свою очередь способствует ставить и решать разнообразные коррекционные задачи.

Примеры игровых приёмов с использованием элементов сенсорной интеграции :

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Артикуляционная (используются, фрукты, овощи, бублики, конфеты, травы, бусины). Дыхательная (мука, горох, гречка, емкость с порезанным чесноком, варенье, стаканчики с соком, блюдца, мед, ложки разного размера кружки апельсина и лимона, коктейльные трубочки, кружочки моркови, нарезанные кубиками овощи и фрукты, зубочистки,).

2. Интеграционные упражнения для вестибулярной системы (применяются в процессе коррекционной работы крытые батуты, водные трамплины (бассейн или озеро, самокаты, качели, раскачивающиеся игрушки, скейты, шведская стенка, ролики, большие терапевтические мячи.

3. Интеграционные упражнения для тактильной системы (используются в процессе занятий для решения поставленных задач игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, различные сыпучие материалы (природный материал, крупы, силиконовые гранулы, предметы из разных материалов и различной текстуры, малярные кисти, валики (различных видов, тактильные доски, парные карточки с различными текстурами, массажеры су-джок, массажные щетки, сенсорные массажные дорожки и коврики, балансировочный сенсорный ежик, валики, мешок с предметами различной формы, мячи различной текстуры и размера надувной бассейн с шариками).

4. Интеграционные упражнения для зрительной системы (используются картинки : «Незаконченные изображения», «Найди отличия», «Найди ошибку», «Зашумлённые картинки», «Что же спряталось на картинке», «Соедини ровные предметы», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из разных частей», «Найди такой же предмет», применяется также зеркальный и цветной шары, аквалампы пузырьковые колонны, проектор направленного света, прибор динамической заливки цвета, интерактивные панели, фонтан света; подвески, световые картины, фотообои с изображением природного ландшафта).

5. Интеграционные упражнения для слуховой системы (применяются следующие упражнения «Сложи цветные полоски», где ребенку предлагаются нарезанные различные полоски, отличающиеся длинной на 1 см, необходимо их сложить полоски в лесенку, но не соприкасаясь друг с другом, игры «Что в лесу изменилось?», «Найди предмет определенной формы», «Веселый коврик», «Громко- тихо» где дети под тихую музыку ходят на носочках, под громкую – громко топают, «Составь целое из частей», «Какая фигура лишняя?», «Определи. Что слышится», «Шумящие коробочки», «Что слышно?»).

6. Развитие мелкой моторики (мозаику, пористые губки, сжимать – разжимать, клубочки ниток для наматывания, пособия по застёгиванию пуговиц, наборы верёвочек для завязывания и заплетания, различные пособия со шнуровками, палочки для выкладывания узоров, су-джок).

Все описанные игры дают детям поток разнообразных по силе и направлению ощущений. Безусловно, происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция, осуществляется положительная динамика в развитии ребенка. Определённо и ясно, сенсорный подход требует творческого отношения педагога к процессу обучения. И в конечном итоге даёт высокие результаты в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Выдающемуся педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит выражение «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука это инструмент всех инструментов», заявил ещё Аристотель.

На самом деле, выходит так, что кисть руки имеет самое огромное значение в коре головного мозга, именно поэтому развитию кисти принадлежит большая и важная роль в становлении речи и в формировании головного мозга.

И, безусловно, словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Положительным средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры. Отчетливо просматривается, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мы часто замечаем, что у большинства детей пальчики инертны, малоподвижны, движения их не сконцентрированы и отличаются неточностью и несогласованностью дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку либо карандаш, не всякий раз имеют все шансы застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать сапоги. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится тенденцией и почти во всех случаях отражается на развитие речи не только устной, но и письменной.

Пальчиковые игры способствуют налаживать коммуникативные отношения, имеют развивающее значение, так как наилучшим образом оказывают развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Общеизвестно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует непосредственный контакт. Идентичная тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи содействует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, обучает соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно, что в последние десятилетие, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? На сегодняшний день родители меньше беседуют с детьми, потому что многие из них большое время проводят на работе. Дети и сами меньше говорят, так как больше смотрят и слушают (теле,аудио,видео) они изредка делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально комфортно. Итак, делая вывод, можно установить следующее.

Пальчиковые игры и упражнения является уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их взаимосвязи и единстве. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики инициирует становление речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Кроме этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, расширяют первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность

Игры с пальчиками это не только мотив и толчок для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов живого и счастливого общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или же щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых и важных для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Библиографический список

1. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М. И. Лынская; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.

2. Митрофанова А. Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб. : Реноме, 2012. – С. 149-150.

3. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 – 272с.

4. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М. : Теревинф, 2010. - 240 с.

Публикации по теме:

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование игр и игровых упражнений с песком, в коррекции мышления и речи у детей со сниженным интеллектом».

Библиотека изображений:

Публикация Использование сенсорной интеграции в коррекции речи у детей с ЗПР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Эльвира Куликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование сенсорной интеграции в коррекции речи у детей с ЗПР
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 19:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД