Получи документы

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников

МИхеева Людмила
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников

Использование приемов и методов ТРИЗ –педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников

Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. (2) Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.

Публикация «Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников» размещена в разделах

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

Одним из компонентов развития функциональной грамотности является креативное мышление. Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

В педагогической практике с целью развития креативного мышления у обучающихся предлагаю использовать приемы и методы ТРИЗ- педагогики.

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер, советский писатель и изобретатель, он выявил основные методы и инструменты для решения изобретательских задач.

ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.

Принципы ТРИЗ-педагогики :

Принцип целостности знаний

Приоритет методов мышления

Принцип «знания через творчество»

Ученик – субъект обучения

Развитие креативного мышления.

Как видим, многие принципы перекликаются с теми аспектами, которые нам диктует функциональная грамотность.

Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми :

1) Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

2) Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Личностная аналогия (эмпатия, прямая аналогия, фантастическая аналогия.

3) Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

4) Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с детьми.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения школьников творческому рассказыванию.

5) Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Это усовершенствованный метод каталога. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

6) Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования : увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».

7) Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

8) ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

ТРИЗ игры

Игра "Данетки». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Такой прием можно использовать на всех предметах : математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Игра «Цепочка». Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т. д.

Игра «Создай паспорт». Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Может быть использован для создания характеристик.

«Синквейн»

Алгоритм синквейна.

1 строка, ключевое слово, определяющее синквейн.

2 строка, два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка, три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка, фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка, обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Игра «Хорошо-плохо»

Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

В ТРИЗ-педагогике методов и приемов обучения огромное количество. Перечисленные приемы можно успешно применять на уроках в начальной школе. Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г. С. Альтшуллер).

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

Источники:

1. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. — М., 2002.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образоРецензия

3. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др. ]. — М. : Эксмо, 2007. — 542, [1] с. : портр. — ISBN 978-5-699-20617-9. вания и науки Рос. Федерации. Режим доступа: https://fgos.ru/.

4. https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599

6. https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html

7. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/04/24/triz-pedagogika-i-ee-rol-v-formirovanii

8. https://orehovo.tvoysadik.ru/site/pub?id=353

9. https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-triz-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole.html

10. https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599

и др.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организмеЭффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников
Опубликовано: 26 марта 2023 в 11:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем МИхеева Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД