Папки-передвижки

Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Тимофеева Татьяна Владимировна
Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте признана актуальной психологами и педагогами. Многие авторы подчеркивают важность развития способности к пониманию эмоционального состояния другого и управление своими эмоциями. В наше время под воздействием ряда факторов у детей наблюдается нарушение эмоциональной сферы. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей у ребенка, а также простой и действенный метод научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Публикация «Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ключевые слова: песочная терапия, песок, эмоции, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дети, дошкольники, дошкольный возраст.

На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии.

Песочная терапия является современной методикой «терапии песком», которая обеспечивает развитие положительных эмоций у дошкольников, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. На положительном эмоциональном фоне дети легче и эффективнее усваивают образовательную программу, вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоциональной сферы детей дошкольников не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей, им свойственны: эмоциональная неустойчивость, эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, чувство страха, тревожность, истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, двигательное беспокойство, трудности приспособления к детскому коллективу. Дошкольники затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, о своих переживаниях, тревогах и страхах, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дети могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение.

Песочную терапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и развивающий эффект.

При психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, данная техника арт-терапии позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы: умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции; снижает уровень внутренней тревожности, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; закрепляет новые позитивные формы поведения, развивает способность усваивать последовательность необходимых действий; позволяет видеть рабочее пространство, развивая зрительную память; расширяет словарный запас; развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; концентрации внимания; способствует координации движений; снимают мышечную напряжённость.

Работа с песком может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (памяти, мышления, внимания, совершенствования мелкой моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста имеет ряд преимуществ, песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, педагог-психолог в наиболее органичной форме передает ребенку знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и законах окружающего мира. Играя с песком, дети получают опыт создания своего маленького мира.

Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок - животные, люди, растения, здания и мосты, транспорт, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком - все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, эмоции, дети чувствуют себя защищённым, в комфортной для них среде, развивается связная речь, пополняется словарь эмоций. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Список литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии, - СПб, «Речь», 2008.

2. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2014.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. : Аркти, 2013.

4. Никитина Т. О. Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.

5. Постоева Л. Д. ,.Лукина Г. А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2010.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 10:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД