Получи документы

Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Конченкова Эльза
Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование нетрадиционных приемов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Подготовила: учитель – логопед Конченкова Э. Р.

На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается рост детей с различными речевыми нарушениями.

Публикация «Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Дети испытывают трудности в овладении лексико - грамматических форм, звукопроизношении, имеют скудный словарный запас, не умеют строить связные высказывания.

В нашей группе дети с тяжелыми нарушениями речи, имеют свои особенности. Чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным, перед нами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение, предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций.

Чтобы сделать занятия для детей более интересными, разнообразными и в тоже время продуктивными, увлечь, удивить ребенка, вызвать положительные эмоции, использую разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения.

В своей работе использую нетрадиционные методы и формы работы по автоматизации звуков в речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков после постановки или коррекции звука.

Закрепление правильного звукопроизношения – процесс долгий. Поэтому необходимо вести работу длительно и кропотливо.

Важно помнить, что автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Для того, чтобы провести занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, стараюсь увлечь его, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать материал.

С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использую в работе различные игры. Использование в играх занимательного игрового материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения.

Автоматизировать звук можно как традиционными способами, так и инновационными.

Использование нетрадиционных способов закрепления звука позволяет заинтересовать ребёнка и поддерживать заинтересованность на протяжении всего занятия.

С целью коррекции дефектов речи у детей использую различные игры.

В своей работе широко применяю песочную терапию. Элементы песочной терапии применяются в качестве вспомогательного средства при автоматизации звуков, развитии сенсомоторных навыков у детей. Предлагаю ребенку нарисовать полет самолета, следы животных, дорожку и пр. Ребенок рисует пальцем на песке одновременно изолированно произносит звук громко, обычным голосом и шепотом.

«Картинки под песком» Под прозрачный короб с песком положить цветные картинки. Ребенок должен кисточкой смести песок и назвать картинки с заданным звуком.

«Найди игрушку». Ребенку предлагается с закрытыми глазами найти игрушку, закопанную в песке, в названии которой есть автоматизированный звук.

• Камешки Марблс, предлагаю ребенку выложить звуковую дорожку, «Укрась валенок Деда Мороза», повторяя поставленный звук.

• Упражнение «Пианист». Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.

• Упражнение «Наряди красавицу - елку», детям предлагается подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук.

• Игра «Магазин», для нее потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы и игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук.

«Строим башню» или «Дженго", для ее проведения понадобятся кубики или детали детского конструктора. Ребенок называет слова и строит башню, педагог тоже может принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор, пока башня не будет разрушена.

«Подзорная труба» Из втулки от бумажных полотенец сделать подзорную трубу, обклеить цветной бумагой. Ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребё нок отвечает: «Я вижу…» Можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.

Речь развивается под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук, поэтому эффективно в логопедической работе использовать игры и упражнения, позволяющие автоматизировать звук комплексно с развитием мелкой моторики.

«Узелки» Для данной игры понадобиться шнурок или бельевая веревка. Назвать ребенку слова со звуком, который автоматизируется. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.

«Цепочка» Цветные прищепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. На каждую прищепку ребенок проговаривает слово или слог на заданный звук.

• Упражнение «Звуковые дорожки». Ребёнку предлагается выкладывать камушки, шишки, по нарисованной дорожке, произнося чётко речевой материал. Аналогично проводится закрепление звука в речи, выкладывая мелкими предметами узор.

«Домик с жителями»

Надо сделать домик и спрятать за его ставнями карточки с жителями (зверями, птицами и т. д.) с определённым звуком в составе названия.

Сначала все ставни открываются и ребёнку предлагается запомнить кто в каком окошке живёт. Потом ставни закрываются и взрослый, скажем, спрашивает: "Где живёт верблюд?". Если ребёнок находит правильное животное, он говорит его название 1 раз и ему можно выдать в награду игровую фишку (сбор 5-6 фишек = 1 призу (наклейке).

Если не запомнил и открыл неправильно, например, нашёл воробья вместо верблюда, то в качестве штрафа малыш должен сказать "Воробей" 3 раза.

После каждого раза вне зависимости от правильного или неправильного ответа, карточки с животными меняются местами - ребёнок должен запоминать их расположение заново.

«Кукла – прятка» (кукла в кулечке) – кукла прячется, затем выходит, ребенок называет автоматизированный звук. Если называет неправильно, кукла не выходит.

Игры с водой:

«Слоговые дорожки» : пальчиком рисуем круги по воде и проговариваем слоги: са-со-су, ша-шо-шу.

«Порт» - понадобится кораблик (можно бумажный) или легкая игрушка. Задача ребенка: дуя на игрушку (помогать руками нельзя) провести кораблик в «порт». Портом может быть берег, бортик ванны/бассейна или противоположная сторона емкости, куда налита вода.

Совет: устройте соревнование: чей кораблик быстрее придет в порт.

Данная игра развивает речевое дыхание ребенка.

«Найди букву»Понадобятся буквы из магнитной азбуки и емкость с водой. На столе (или другой ровной поверхности) ведущий выкладывает слова с пропущенными буквами и дает подсказки. Задача ребенка угадать слово, выловить нужную букву (можно усложнить игру вылавливая буквы удочкой с магнитом) и собрать слово. Например: мАк, сОк, лУк, кОт, кИт, тУча, лИст и тд. Начинайте с простых слов, постепенно усложняя задания.

«Угадай, что это?»

Понадобится емкость с водой и разные игрушки.

Ребенок закрывает глаза и по описанию пытается угадать: о чем/ о ком речь: например, красное, круглое, наливное… яблоко. Если ответил правильно, то надо достать игрушку из воды и забрать себе. Выигрывает тот, кто угадал больше.

«Спасатель»Из пластмассового конструктора (который не тонет в воде) сделать «островки», на островки посадить зверей или другие мелкие игрушки, которые нравятся ребенку (например, из шоколадных яиц). Задача ребенка с помощью кораблика (можно сделать из бумаги) «оплыть» все островки и «спасти» игрушки, проговаривая кого и откуда он забрал на кораблик, например: я забрал зайца с синего острова, я нашел робота на красном острове. Если ребенок затрудняется, проговаривайте вместе. Игру можно усложнить заданиями от ведущего: найди собаку. Она на зеленом острове и тд.

Можно использовать упражнения по выработке мускульной памяти :

1. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации,

2. Вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

3. Нажимание кнопки «Попыта»

4. Выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

5. Выкладывание «колодца» из палочек

6. Использование попрыгунчиков.

Катая шарики по руке по кругу по часовой стрелке и против неё, скользящими движениями, предлагается проговаривать слоги, слова или заученный ранее стихотворный текст, насыщенный автоматизируемым звуком.

Игры с сыпучими материалами:

«Поймай звук» Цель: развитие речевого слуха, учить вычленять заданный звук из цепочки звуков, из ряда слов.

• Предложить дошкольникам выкладывать крупинки на стол в ряд тогда, когда услышат заданный звук.

• Набирать сыпучий материал в емкость (ладонями, пальцами, ложками) и называть звук, слог или слово с заданным звуком.

Так же в своей работе для автоматизации звуков использую подвижные игры.

«Веселый мяч» Ребенку предлагается произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

«Попади в цель» Расставляются бумажные стаканчики. Дети должны забросить попрыгунчик в стакан, при этом назвать автоматизированный звук. Выигрывает ребенок, у которого больше мячиков.

«Прыгни в обруч» Ребенок прыгает из обруча в обруч, называет слово с автоматизированным звуком.

«Кегли» Ребенок сбивает кегли, называет слово с заданным звуком.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь дошкольников, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 21:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД