МААМ-картинки

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР

Лариса Королева
Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР

Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в том числе. Основным приоритетом деятельности педагога-психолога становится обеспечение формирования психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной общеобразовательной программы детского сада. Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом детского сада реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Таким образом основной целью работы ПМПК в ДОУ является выстраивание правильной траектории психолого – педагогического сопровождения, направленной на развитие дошкольников.

Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности которая представлена на слайде направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Специфика же работы психолога состоит в том, что он должен не только владеть различными современными технологиями, методами и приемами в коррекционно-развивающей работе, но и уметь их комбинировать и модифицировать, в зависимости от особенной развития детей дошкольного возраста.

Для коррекционно-развивающих занятиях я подбирала такие технологии, которые одновременно обеспечивали бы эмоционально-волевое развитие детей и интеллектуальное. Из опыта работы я определила, что такой наиболее эффективной коррекционной технологией является арт-терапия. Основа коррекционного воздействия арт-терапии - подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге.

У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентоспособной среди остальных коррекционых технологий : это

арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;

• продукт творчества человека – это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику;

арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения человека в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других;

арт-терапия является средством невербального общения.

Выбор методов и приемов в арт-терапии я определяю исходя из:

- возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- с учётом их интересов и склонностей;

- особенностей и степенью отклонений в их развитии;

- в соответствии целям и задачами коррекции;

Существуют различные виды и методы арт-терапии, в своей практике я использовала следующие :

изотерапия, песочная терапия; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия

Музыкотерапия. Использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание записи, выполнять движения под музыку, использовать в релаксации, психогимнастики,

Сказкотерапия. В основе ее лежат сказки с различным смыслом. Дети прослушивают и обсуждают, продолжают сказку за психологом, придумывают самостоятельно, обыгрывают сказку. Очень много вариантов работы со сказкой.

Игротерапия - спонтанное самовыражение в игре, позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний; способствует включиться волевым механизмом и позитивным изменениям на поведенческом уровне. Для игры предлагаю мягкие игрушки, куклы Бибабо, мелкие игрушки.

Изотерапия один из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности

Проведение изотерапии может, осуществляется посредством разнообразных материалов (краски, карандаши, песок) и форм (на мокром листе, кляксография и т. д)

Песочная терапия. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Ребёнок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, образного и пространственного мышления, пробуждение творческого потенциала ребёнка, а так же улучшает работу мозга.

Как показывает мой педагогический опыт, использование арт-терапии в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ повышает мотивацию, способна значительно оптимизировать развитие ребёнка. Из наблюдения можно сказать, что совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе. Арт-терапия позволяет ребенку познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве дошкольник воплощает свои эмоции, чувства. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для детей - инвалидов.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей плохо говорящих, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Результаты использования арт-терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР

1. Повышение мотивации, что способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.

2. Совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

3. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе, познавать себя и окружающий мир.

4. В художественном творчестве ребенок - дошкольник воплощает свои эмоции и чувства.

5. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации.

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Использование светового куба в работе с детьми с ЗПР Данный материал в виде презентации показывает, как можно использовать световой куб в коррекционной работе дефектолога, психолога, и логопеда.

Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!» Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним. I Ритуал.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для.

Проект «Волшебные ёжики». Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми Паспорт проекта. Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный: дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 26 октября 2017 в 18:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД